Стояночный тормоз имеет механический привод на задние колеса у легковых автомобилей, некоторых автобусов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Грузовые автомобили средней грузоподъемности могут иметь центральные трансмиссионные стояночные тормоза. Привод их также механический.
Колесный стояночный тормоз
Тормоз состоит из рычага ручного привода колодок 6, к которому присоединен наконечник заднего троса 7 (рис. 20.8). Для разжатия верхних концов колодок между рычагом 6 и передней тормозной колодкой 10 установлена разжимная планка. Рычаг 6 шарнирно закреплен при помощи пальца 5 на верхнем конце задней тормозной колодки. Для регулировки разжимной планки и действия стояночного тормоза на планке имеются упор колодки 11, регулировочная гайка с храповиком 2 и фиксатором регулировочной гайки 12. В прорезь упора 11 входит ребро передней тормозной колодки, а в прорезь планки — рычаг 6.
Рис. 20.8. Тормозной механизм заднего колеса: 1 - регулировочная гайка; 2 - храповик регулировочной гайки; 3 - колесный цилиндр; 4 - верхняя стяжная пружина колодок; 5 - палец рычага; 6 - рычаг ручного привода колодок; 7 - наконечник заднего троса; 8 - нижняя стяжная пружина колодок; 9 - пластинчатая пружина; 10 - тормозная колодка; 11 - упор колодки; 12 - фиксатор регулировочной гайки
Кронштейны 16 (рис. 20.9) с рычагом 2 крепятся болтами к переходному кронштейну, приваренному к передней панели пола. При перемещении рычага 2 стояночного тормоза вверх тяга 15 поворачивает рычаг 14, на нижнем конце которого шарнирно закреплена тяга 13 уравнителя 12. Уравнитель при помощи гайки 3 с контргайкой 4 закреплен на резьбовом конце тяги 13. Уравнитель предназначен для равномерного распределения усилия на ветви троса 11, приводящего в работу правый и левый тормозные механизмы колес. Пластмассовые направляющие 5 служат для фиксации троса 11 и запрещают самопроизвольное притормаживание колес при кренах кузова.
Рис. 20.9. Стояночный тормоз: 1 - ручка; 2, 14 - рычаги; 3, 7 - гайки; 4 - контргайка; 5 - направляющие троса; 6 - задний тормозной механизм, 8 - регулировочный эксцентрик, 9 направляющая трубка; 10 - защитный чехол; 11 - трос; 12 - уравнитель; 13 - тяга уравнителя, 15 - тяга рычага; 16 - кронштейн; 17 - выключатель сигнализатора
Тросы 11 входят внутрь тормозных механизмов и соединяются с приводными рычагами 6 (см. рис. 20.8) задней колодки. При перемещении этого рычага вперед он через планку и упор 11 действует на переднюю колодку, заставляя ее прижиматься к тормозному барабану, после чего усилие через палец 5 рычага передается на заднюю колодку, заставляя и ее прижиматься к тормозному барабану. Происходит полное затормаживание задних колес автомобиля.
Ручка 1 (см. рис. 20.9) в поднятом положении включает выключателем 17 сигнальную лампочку красного цвета на щитке приборов.
В верхнем положении рычаг привода стояночного тормоза удерживается храповым механизмом, состоящим из зубчатого сектора 9 (рис. 20.10) и собачки 8. Собачка удерживается в любом положении пружиной 4 и тягой 5.
Рис. 20.10. Рычаг стояночного тормоза: 1 - кнопка; 2 - резиновая шайба; 3 - шайба; 4 - пружина; 5 - тяга; 6 - ручка; 7 - рычаг; 8 - собачка; 9 - зубчатый сектор
Для растормаживания автомобиля необходимо нажать кнопку 1. При этом тяга 5 повернет собачку 8 и выведет ее из зацепления с зубчатым сектором 9, после чего рычаг 7 можно опустить в нижнее положение. В конце своего хода рычаг 7 утопит кнопку электрического выключателя, и на щитке приборов погаснет сигнальная лампа включения стояночного тормоза.
Стояночный тормоз автобуса ПАЗ-3205 механический, тросовый, действует на задние тормозные механизмы. Затормаживание производится вытягиванием рукоятки тормозного привода вверх. Отсутствие или слабое торможение при вытянутой рукоятке свидетельствует о необходимости регулировки стояночного тормоза.
Трансмиссионные стояночные тормоза
Такие тормоза применяются на некоторых моделях грузовых автомобилей.
Центральный трансмиссионный тормоз автомобиля ГАЗ-3307относится к барабанному типу. Тормозной чугунный барабан 23 (рис. 20.11) закреплен на заднем конце вторичного вала коробки передач. Тормозной щит 19 закреплен на коробке передач. На нем закреплен корпус регулировочного механизма 20, внутри корпуса находятся опоры колодок 8 с коническими срезами внутренних концов и прорезями для тормозных колодок снаружи. Между опорами колодок находится разжимной сухарь 5 плавающего типа конической формы и регулировочный винт 7. В верхней части тормозного щита закреплен болтами 13 корпус разжимного механизма 24. Разжимной механизм состоит из двух толкателей 9 колодок. Снаружи толкатели имеют прорези, и в них входят верхние концы тормозных колодок. Внутри толкатели имеют конические срезы, и между ними помещен конус корпуса 10 разжимных шариков 12.
Рис. 20.11. Трансмиссионный стояночный тормоз: 1 - тяга привода; 2 - контргайка; 3 - регулировочная вилка; 4 - рычаг привода; 5 - разжимной сухарь; 6 - заглушка; 7 - регулировочный винт; 8 - опора колодки; 9 - толкатель разжимного механизма; 10 - корпус шариков; 11 - колпак; 12 - шарик разжимного механизма; 13 - болт, 14, 15 - чашки пружины; 16 - пружина; 17 - стержень; 18, 22 - тормозные колодки; 19 - тормозной щит; 20 - корпус регулировочного механизма; 21 - стяжная пружина колодок; 23 - тормозной барабан; 24 - корпус разжимного механизма
Тормозные колодки 18 и 22 плавающего типа прижимаются к опорам 8 и толкателям 9 пружинами 21. Каждая колодка прижимается отдельными двумя пружинами. Первичная колодка 22 имеет более слабые пружины, а вторичная 18 — более сильные.
На кронштейне картера коробки передач закреплен палец, на котором шарнирно установлен рычаг привода 4. Одно плечо этого рычага пальцем соединяется с вилкой 3. Вилка соединяется с тягой привода 1. Длина тяги и зазор между колодками и тормозным барабаном изменяется вращением гайки на тяге. После окончания регулировки необходимо затянуть контргайку 2.
При вытягивании рукоятки привода стояночного тормоза тяга 1 при помощи вилки 3 поворачивает рычаг 4 на установочном пальце. Второе плечо этого рычага нажимает на стержень корпуса шариков 10, а шарики 12, в свою очередь, скользя по коническим срезам толкателей 9 разжимного механизма, раздвигают толкатели в разные стороны и прижимают тормозные колодки 18 и 22 к барабану 23. При этом к тормозному барабану сначала прижимается первичная колодка 22, имеющая более слабые пружины. Вследствие трения колодка смещается по направлению вращения и через плавающий разжимной сухарь 23 передает дополнительное усилие на вторичную колодку 18, способствуя ее заклиниванию и более сильному прижатию к тормозному барабану, что усиливает действие тормозов.
От бокового смещения тормозные колодки удерживаются стержнем 17, который проходит через отверстие в ребре колодки. На нем установлена пружина 16 между двумя чашками 14 и 15.
Зазор между тормозным барабаном и колодками регулируют подвертыванием регулировочного винта 7, а положение приводного рычага 4 — гайками на тяге 7.
Регулировку производят при расторможенном механизме (ручка полностью вдавлена вперед). Для этого необходимо завернуть винт 7 до отказа, чтобы тормозной барабан 23 не вращался от усилия руки. Регулировочную гайку тяги 7 завернуть до соприкосновения внутреннего конца рычага 4 с разжимным стержнем. Отпустить эту гайку на 2 — 3 оборота и закрепить контргайкой 2. Регулировочный винт 7 надо отвернуть до свободного вращения барабана.