Основными деталями рулевого механизма являются приводная шестерня 15 (рис. 19.7), выполненная как единое целое с валом. Вал шлицами соединяется с карданом промежуточного карданного вала 33. Передний конец вала вращается в роликовом подшипнике 14, а задний — в шариковом 27. Приводная косозубая шестерня, выполненная заодно с валом, находится в постоянном зацеплении с зубчатой рейкой 20. К рейке присоединяется шаровая опора 22 и внутренний наконечник рулевой тяги 3. От загрязнения рейка и тяга защищены гофрированным чехлом 4. Наружные концы рулевых тяг шаровыми пальцами 13 соединяются с поворотными кулаками управляемых колес.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218845.jpg)
Рис. 19.7. Рулевое управление типа шестерня—рейка: 1 и 3 - наружный и внутренний наконечники рулевой тяги; 2, 21 - контргайки; 4 - защитный чехол; 5, 8 - опоры рулевого механизма; 6 - картер рулевого механизма; 7 - хомут крепления рулевого механизма; 9 - втулка рейки; 10 - опорная шайба; 11 - вкладыш шарового пальца; 12 - защитный колпачок; 13 - палец шарового шарнира; 14 - роликовый подшипник; 75 - приводная шестерня; 16 - упор рейки; 17 - уплотнительное кольцо упора; 18 - рейка упора; 19 - стопорное кольцо гайки; 20 - рейка; 22 - шаровая опора; 23 - уплотнитель вала; 24 - хомут чехла; 25 - упор тяги; 26 - пружина упора; 27 - шариковый подшипник; 28 - стопорное кольцо; 29 - защитная шайба; 30 - уплотнительное кольцо; 31 - гайка крепления подшипника; 32 - сальник; 33 - промежуточный карданный вал; 34 - кронштейн крепления вала рулевой колонки; 35 и 40 - верхний и нижний облицовочные кожухи; 36 - рулевое колесо; 37 - вал рулевой колонки; 38 - подшипники вала рулевой колонки; 39 - труба рулевой колонки; А, Б - метки на картере рулевого механизма и пыльнике
При изменении направления движения автомобиля вращение с рулевого колеса 36 через вал рулевой колонки 37 и промежуточный карданный вал 33 передается на приводную шестерню 15, которая передвигает рейку 20 вправо или влево, в зависимости от поворота рулевого колеса, а с ней и рулевые тяги 3, обеспечивая поворот управляемых колес. Совместная работа независимой подвески управляемых колес и рулевых тяг обеспечивается шаровыми опорами 22.
Рулевой механизм автомобилей ВАЗ-2110, -2111,-2112 отличается тем, что боковые рулевые тяги соединяются с зубчатой рейкой не шаровыми опорами, а болтами с резинометаллическими шарнирами. За счет этих шарниров обеспечивается работа независимой подвески управляемых колес.