Топливный насос имеет корпус, закрытый головкой. Между ними закреплена диафрагма 8, в центре которой установлен шток. Для защиты диафрагмы от продавливания штоком по обе ее стороны расположены металлические тарелки. Под диафрагмой находится предварительно сжатая пружина. Головка насоса закрывается крышкой, закрепленной винтами 5(рис. 7.14). В ней установлены нагнетательный клапан 4 и всасывающий клапан 7, покрытый сверху сетчатым фильтром. Для контроля целостности диафрагмы в корпусе выполнено контрольное отверстие, закрываемое сетчатым фильтром 3. При нарушении целостности диафрагмы топливо будет проходить внутрь корпуса и через сетчатый фильтр 3 наружу. Насос приводится в работу рычагом 9, который наружным концом опирается на эксцентрик распределительного вала. На внутреннем конце рычага выполнена вилка, которая охватывает шток и давит на упорную шайбу. Для предотвращения протекания бензина в картер двигателя при прорыве диафрагмы шток снабжен специальным уплотнителем 2. Для подкачивания топлива вручную служит рычаг ручного привода 1.
Рис. 7.14. Общее устройство топливного насоса: 1 - рычаг ручного привода; 2 - уплотнитель; 3 - сетчатый фильтр контрольного отверстия; 4 - нагнетательный клапан; 5 - винт крепления крышки головки насоса; 6 - сетчатый фильтр; 7 - всасывающий клапан; 8 - диафрагма; 9 - рычаг привода
Работа топливного насоса
Когда эксцентрик распределительного вала набегает на наружный конец рычага 9, он поднимается и поворачивается на оси. Вилка рычага давит на упорную шайбу штока и опускает его, вместе со штоком опускается и диафрагма 8. Над диафрагмой создается разрежение, за счет которого открывается всасывающий клапан 7, бензин из топливного бака проходит через сетчатый фильтр 6 и заполняет наддиафрагменную полость насоса. После сбегания эксцентрика наружный конец рычага 9 под действием возвратной пружины опускается, вилка рычага отходит от упорной шайбы штока и освобождает его. Сжатая пружина поднимает диафрагму 8, создавая давление на бензин. Под давлением сжатого бензина всасывающий клапан 7 закрывается, а нагнетательный клапан 4 открывается, и сжатый бензин вытесняется в поплавковую камеру карбюратора.
Если поплавковая камера карбюратора уже заполнена и игольчатый клапан закрыт, то усилия пружины будет недостаточно для подъема диафрагмы, и она останется в своем нижнем положении. При этом вилка внутреннего конца рычага 9 бензонасоса будет свободно скользить по штоку.
Для ручной подкачки топлива в поплавковую камеру карбюратора имеется рычаг ручного привода 1. Рычаг установлен на оси и в средней части имеет вырез до центра оси. В этом вырезе находится рычаг 9. Он почти касается плоскости выреза. Если рычаг 1 потянуть на себя, то он повернет ось. Ось повернется вокруг своего центра, воздействуя расположенным на ней рычагом на основной рычаг и опуская его внутренний конец вместе со штоком и диафрагмой. Под действием разрежения, образовавшегося в полости над диафрагмой, сюда через всасывающий клапан 7 поступает бензин. Когда рычаг 1 опускается, возвратная пружина поворачивает ось. При этом освобождается внутренний конец рычага 9, пружина поднимает диафрагму, всасывающий клапан 7 закрывается, а нагнетательный клапан 4 под давлением топлива открывается, и бензин поступает в поплавковую камеру карбюратора. Сделав несколько качков рычагом 1, можно заполнить поплавковую камеру. Нужно помнить, что если эксцентрик поднимет наружный конец рычага 9, то ручная подкачка не работает. Чтобы она начала работать, следует провернуть коленчатый вал на половину оборота.
Топливные насосы двигателя автомобилей «Жигули», «Москвич», «Ока»
Насосы этих автомобилей имеют несколько иное устройство (рис. 7.15). Между корпусом 3 и нижней крышкой корпуса 13 установлены две диафрагмы, разделенные наружной 15 и внутренней 14 дистанционными прокладками. В корпусе установлены нагнетательный 16 и всасывающий 6 клапаны. Над клапанами уложена нейлоновая сетка-фильтр 2. Закрывается корпус верхней крышкой 5. Для привода в работу имеются балансир 11 и двуплечий рычаг механической подкачки топлива 12. При работе двигателя эксцентрик распределительного вала набегает на шток, который нажимает на рычаг 12. Рычаг поворачивается и перемещает шток 7 диафрагмы вниз. Над верхней диафрагмой создается разрежение, под действием которого открывается всасывающий клапан 6. Топливо в топливном баке находится под атмосферным давлением, поэтому оно начинает поступать через сетчатый фильтр 2 в полость над диафрагмой. Когда эксцентрик сбегает со штока, рычаг 12 возвратной пружиной возвращается в исходное положение, и шток /диафрагмы освобождается. Диафрагма, поднимаясь, давит на топливо. Под давлением топлива закрывается всасывающий клапан 6, открывается нагнетательный клапан 16 и топливо вытесняется в поплавковую камеру карбюратора. Если уровень топлива в поплавковой камере достиг величины, при которой закрывается игольчатый клапан, то топливный насос начинает работать вхолостую. Это объясняется тем, что усилия пружины уже недостаточно, чтобы поднять диафрагму и открыть игольчатый клапан поплавковой камеры. В это время диафрагмы находятся в своем нижнем положении, а рычаг 12 свободно качается на своей оси и не воздействует на шток 7, который вместе с диафрагмами находится в крайнем нижнем положении.
Рис. 7.15. Топливный насос двигателя автомобилей «Жигули», «Москвич» и «Ока»: 1 - нагнетательный патрубок; 2 - сетка-фильтр; 3 - корпус; 4 - всасывающий патрубок; 5 - верхняя крышка; 6 - всасывающий клапан; 7 - шток; 8 - рычаг ручной подкачки топлива; 9 - пружина; 10 - кулачок; 11 - балансир; 12 - рычаг механической подкачки топлива; 13 - нижняя крышка; 14 - внутренняя дистанционная прокладка; 15 - наружная дистанционная прокладка; 16 - нагнетательный клапан
Ручной привод насоса работает следующим образом. При нажатии на рычаг 8 кулачок 10 нажимает на балансир 11 и опускает его вместе со штоком 7 и диафрагмами. За счет разрежения в полости над диафрагмой открывается всасывающий клапан 6, и через сетчатый фильтр поступает топливо. Когда рычаг 8 освобождается, он под действием пружины 9 возвращается в исходное положение, поворачивая кулачок 10. Двуплечий рычаг 12 освобождает шток 7, который вместе с диафрагмами пружиной поднимается вверх. При этом топливо вытесняется через нагнетательный клапан 6 в поплавковую камеру карбюратора. Если ручная подкачка не работает, то необходимо повернуть коленчатый вал на половину оборота.
Диафрагменный узел состоит из двух рабочих диафрагм, работающих в контакте с бензином и одной предохранительной, работающей в контакте с маслом. Предохранительная диафрагма предотвращает воздействие картерных газов на рабочие диафрагмы, а также попадание бензина в поддон картера двигателя при повреждении рабочих диафрагм. Рабочие диафрагмы изготовлены из специального полотна, обладающего высокой стойкостью к маслу и бензину.
Насос приводится в работу от эксцентрика распределительного вала через шток.