Впускные трубопроводы у двигателей с V-образным расположением цилиндров располагаются в развале между цилиндрами и имеют сложную форму. Трубопроводы должны оказывать минимальное сопротивление перемещению газов, так как это необходимо для лучшего наполнения цилиндров двигателя.
У всех карбюраторных двигателей впускные трубопроводы имеют устройства для подогрева горючей смеси. Для этой цели каналы, по которым горючая смесь подается в цилиндры двигателя, омываются горячей водой. При работающем двигателе горячая вода подогревает трубопровод, а вместе с ним и горючую смесь, улучшая испарение бензина.
Устройство для подогрева горючей смеси включает в себя заслонку 8 (рис. 7.20), на наружном конце оси которой установлен сектор 6 с надписями «Зима» и «Лето». Сектор удерживается в нужном положении при помощи стопорной шпильки и гайки 7. Когда температура наружного воздуха поднимется выше 5°C, заслонку нужно повернуть в положение «Лето». При этом она занимает горизонтальное положение, и отработавшие газы напрямую выходят в глушитель, меньше соприкасаясь со стенкой впускной трубы и меньше подогревая горючую смесь. Зимой при эксплуатации заслонку поворачивают в положение «Зима», и она перегораживает выпускной трубопровод. Отработавшим газам приходится огибать заслонку сверху, соприкасаясь со стенкой впускной трубы и более интенсивно ее нагревать.
Рис. 7.20. Элементы системы впуска и выпуска отработавших газов и подогрева горючей смеси: а - впускной и выпускной трубопроводы (двигатель автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»); б и в - положения заслонки, соответствующие наименьшему и наибольшему подогреву смеси; г - глушитель шума системы выпуска; 1 - впускной трубопровод; 2 - прилив для установки карбюратора; 3 - отверстие для штуцера трубопровода вакуумного усилителя тормозных механизмов; 4 - прокладка; 5 - выпускной трубопровод; 6 - сектор регулировки подогрева; 7 - стопорная шпилька и гайка; 8 - заслонка; 9, 14 - днища глушителя; 10 - корпус; 11 перегородка; 12 - камера; 13 - внутренняя труба; 15 - выпускная труба; 16 - патрубки передней стенки глушителя; 17 - приемные трубы глушителя
Подогрев горючей смеси необходим потому, что смесь, поступающая из карбюратора во впускной трубопровод, содержит значительную часть топлива в виде капелек. Они оседают на стенках впускного трубопровода, образуя сплошную топливную пленку. Топливная пленка поступает в цилиндр неравномерно, что приводит к изменению состава горючей смеси и ухудшению работы двигателя.
Однако излишний перегрев горючей смеси тоже вреден, так как при сильном расширении смеси весовой заряд цилиндров уменьшается, что приводит к потери мощности.
Выпускные трубопроводы отливаются из чугуна, у V-образных двигателей для каждого ряда цилиндров отдельно. У рядных двигателей в выпускном трубопроводе установлена заслонка для регулировки степени подогрева горючей смеси.