Отработавшие газы выходят из цилиндров двигателя под большим давлением и с большой скоростью. Они обладают значительной энергией и, расширяясь в атмосфере, создают сильный шум. Для уменьшения шума при выпуске отработавших газов в атмосферу, гашения пламени и искр служит глушитель.
Для уменьшения шума снижают скорость и давление газов. Достигается это многократным изменением направления движения отработавших газов, разделением потока газов на мелкие струйки, пропуском потока из малого объема в большой и охлаждением газа.
В результате увеличения сопротивления при выходе газа теряется около 15...20% мощности двигателя, и чем интенсивнее гасится шум, тем потери мощности больше.
Глушитель шума отработавших газов (см. рис. 7.20) прямоточного типа состоит из системы резонаторных и расширительных камер, после прохода которых пульсация газов сглаживается, и они вырываются из выпускной трубы 15 почти бесшумно. Конструкция глушителя неразборная и состоит из стальных штампованных деталей, сваренных между собой. Приемные трубы глушителя 17 и выпускная труба 15 жестко крепятся к патрубкам в днищах глушителя. Внутри корпуса 10 глушителя имеется несколько перегородок 11, между которыми устроены расширительные камеры 12.
Глушитель двигателя ВАЗ состоит из дополнительного и основного корпусов, внутренних перфорированных труб, сплошных и перфорированной перегородки.
Принципы устройства и работы глушителей различных моделей автомобилей почти одинаковы.