Модуль управления
Основной задачей (SRS) является сведение к минимуму травм водителя и пассажиров в авариях различных типов. Для выполнения этого модуль управления проверяет входящие импульсные сигналы столкновения (сигналы ускорения, возникающие при столкновении) и затем определяет требуемые меры. Модуль управления использует внутренние датчики наряду с наружными датчиками столкновения. При помощи данных, собранных от датчиков, система определяет, какие из следующих компонентов будут активированы: передние надувные подушки безопасности, подушки SIPS, надувные занавесы, натяжные устройства ремней безопасности, адаптивная рулевая колонка (для США/Канады). Датчик столкновения в модуле управления регистрирует продольное механическое напряжение, возникающее при фронтальном столкновении. Боковой удар также может быть зарегистрирован в датчике столкновения. Продольные нагрузки измеряются при помощи 2 датчиков ускорения. В автомобилях с датчиками фронтального удара они используются для регистрации напряжения в случае лобового столкновения. Если продольное напряжение превышает определенный уровень, напряжение будет высчитано (импульс столкновения). Вычисление устанавливает, был ли импульс столкновения достаточным для активирования надувных подушек безопасности и/или натяжных устройств ремней безопасности. Надувные подушки безопасности и натяжные устройства ремней безопасности могут быть активированы индивидуально. Модуль управления также может зарегистрировать, если автомобиль близок к переворачиванию. Если боковой наклон и энергия вращения автомобиля превышают определенный уровень, модуль управления начинает производить вычисление, чтобы определить, должна ли быть активирована защита при опрокидывании. Критический угол наклона составляет 50-55 градусов. Если защита при опрокидывании активируется, срабатывают все натяжные устройства ремней безопасности и надувные занавесы. Для определенных моделей, в зависимости от рынка, также используются следующие: датчик веса сидящего, расположенный под подушкой сиденья на переднем сиденье пассажира, 2 датчика положения сиденья, расположенные на направляющей под сиденьем водителя и под передним сиденьем пассажира. Надувные подушки безопасности водителя и пассажира и натяжные устройства ремней безопасности сконструированы так, что они срабатывают в случае фронтального столкновения должным образом. Для ХС90 (для США/Канады) адаптивная рулевая колонка также будет активирована, если необходимо. Никакие натяжные устройства ремней безопасности или надувные подушки безопасности не будут активированы в случае столкновения сзади. Для активирования системы защиты'при боковом ударе должны быть выполнены 2 требования: 1) импульс столкновения достаточно высок, чтобы сигнал запуска был послан из датчика бокового удара на модуль управления; 2) модуль управления или другой датчик столкновения передает сигнал подтверждения, что позволяет сработать системе защиты при столкновении. Система защиты при боковом ударе срабатывает при получении модулем управления как сигнала активирования, так и сигнала подтверждения. Если боковой удар произошел в передней части автомобиля, боковые надувные подушки безопасности и надувные занавесы срабатывают на стороне, получившей удар. Если боковой удар наносится ближе к задней части автомобиля, срабатывают только надувные занавесы на той стороне. Модуль управления имеет функцию записи столкновения. Она записывает определенную информацию системы в случае столкновения. Если необходимо, эта информация может быть проанализирована и использована после столкновения. Эти данные используются при постоянном усовершенствовании систем безопасности при столкновении. При фронтальном столкновении, боковом столкновении или столкновении сзади сигнал столкновения передается от (SRS) на (РИМ) и (СЕМ) по подсоединенному напрямую кабелю. Целью этого сигнала является: выключение топливного насоса, включение внутреннего освещения, отпирание дадрей, если автомобиль оборудован Volvo On Call (Plus), посылание автоматической сигнализации в службу обслуживания клиентов в случае аварии.
Сигнал столкновения также посылается на (РНМ) и (СЕМ) по контроллерной локальной сети. (SRS) решает вызвать срабатывание надувных подушек безопасности и/или натяжных устройств ремней безопасности в случае фронтального столкновения. Это зависит от следующей информации: пристегнуты или нет ремни безопасности водителя и переднего пассажира, есть ли неисправность в замках ремней безопасности, имеется ли нарушение в связи контроллерной локальной сети. Если выполняются вышеупомянутые условия, при слабом столкновении натяжное устройство ремня безопасности может сработать на стороне водителя, в то время как надувная подушка безопасности срабатывает на стороне пассажира. Индикаторная лампа (SRS) загорается при включении зажигания. Если модуль управления не зарегистрировал никаких неисправностей, ни внутри, ни от датчиков, проводки или воспламенителей, сигнал передается по контроллерной локальной сети на (DIM), подтверждая, что индикаторная лампа (SRS) может быть выключена. Если есть неисправность, (SRS) передает информацию на (DIM), указывающую, какая лампа должна загореться, и какой текст должен появиться в комбинированной приборной панели. (DIM) непрерывно передает на (SRS) по контроллерной локальной сети информацию о состоянии индикаторной лампы (SRS). Если индикаторная лампа (SRS) перестает работать, вместо нее используется лампа общего предупреждения. Обратите внимание на то, что после столкновения может потребоваться замена жгута проводов сработавших компонентов системы защиты при столкновении. Это делается потому, что разъемы могут расплавиться в момент срабатывания. Если разъем расплавился, примыкающий к разъему жгут проводов необходимо заменить.
Датчики бокового удара
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/453075.jpg)
Используются для измерения импульсов столкновения. 4 датчика, используемые в автомобиле: 1 датчик бокового удара в каждой левой и правой стойке В, 1 датчик бокового удара в каждой левой и правой стойке С. Датчики бокового удара имеют встроенную логическую схему. При столкновении они определяют, был ли удар достаточно сильным, чтобы служить основанием для посылания сигнала активирования на модуль управления для вызывания срабатывания надувной подушки безопасности при боковом ударе. Может сработать система защиты при боковом ударе только на стороне, с которой был послан сигнал активирования. Датчики бокового удара передают непрерывные сигналы на модуль управления, чтобы показать, что они работают. В случае неисправности в датчике бокового удара передается сигнал неисправности в модуль управления, который затем регистрирует код неисправности. Код неисправности регистрируется, когда связь между модулем управления и одним из датчиков бокового удара не функционирует. У каждого датчика бокового удара имеются идентификационные данные программного обеспечения. Идентификационные данные используются для того, чтобы убедиться, что установлен правильный датчик бокового удара. Это вызвано тем, что уровень активирования в сигнале, который передается в модуль управления, не обязательно является одинаковым для разных датчиков бокового удара. Передние (стойка В) и задние (стойка С) датчики бокового удара имеют разный цвет и разную кодировку на их разъемах для упрощения установки. Передние датчики бокового удара не могут быть установлены в место для задних датчиков бокового удара и наоборот. Данные передаются по тому же кабелю, который используется для электропитания.
Датчики фронтального удара
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/453076.jpg)
Используются для предоставления (SRS) предварительной информации об импульсе столкновения. Это позволяет модулю управления более точно определить, какие компоненты должны быть активированы. Датчики фронтального удара имеют встроенную логическую схему, которая передает данные об ускорении на (SRS). Датчики фронтального удара передают непрерывные сигналы на модуль управления, чтобы показать, что они работают. В случае неисправности в датчике фронтального удара передается сигнал неисправности в модуль управления, который затем регистрирует код неисправности. Код неисправности также регистрируется, если связь между модулем управления и одним из датчиков фронтального удара не функционирует. У каждого датчика фронтального удара имеются идентификационные данные программного обеспечения. Идентификационные данные используются для того, чтобы убедиться, что установлен правильный датчик фронтального удара. Данные передаются по тому же кабелю, который используется для электропитания. Два датчика фронтального удара находятся внутри левой и правой фар.
Датчики положения сиденья (для США/Канады)
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/453077.jpg)
Используется для определения размера сидящего на сиденье. В автомобиле есть 2 датчика положения сиденья. Один находится под сиденьем водителя, а другой - под передним сиденьем пассажира. Датчики положения сиденья подсоединены напрямую к (СЕМ). Датчик положения сиденья состоит из датчика Холла, который изменяет силу тока в зависимости от положения сиденья. В датчике положения сиденья заданы 2 параметра классификации - маленький человек и большой человек. Маленький человек означает, что сиденье сдвигается приблизительно на 10 см вперед от первого положения сиденья. Другие положения классифицируются как большой человек. Эта информация посылается дальше по контроллерной локальной сети на (SRS). (SRS) использует эту информацию для оптимизации функционирования передних надувных подушек безопасности водителя и пассажира в случае столкновения.
Адаптивная рулевая колонка (для США/Канады)
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/453078.jpg)
Когда адаптивная рулевая колонка в системе защиты при столкновении активируется, выдвигается штифт, позволяющий осуществление продольной регулировки рулевой колонки, благодаря чему она может складываться. Если фронтальное столкновение превышает определенный уровень, рулевое колесо вдавливается в приборную панель сильнее, чем если бы рулевая колонка была жесткой. Срабатывание штифта не влияет на рулевое управление. Штифт срабатывает под воздействием пиротехнического заряда и устанавливается в центре рулевой колонки. Система защиты при столкновении в адаптивной рулевой колонке функционирует, только если водитель пристегнут ремнем, и если срабатывает надувная подушка безопасности. Если система защиты при столкновении в адаптивной рулевой колонке сработала, рулевая колонка должна быть заменена целиком.
Датчик веса сидящего (для США/Канады)
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/453079.jpg)
Датчик веса сидящего состоит из 3 взаимодействующих компонентов: датчик давления, установленный под передним сиденьем пассажира, датчик усилия ремня безопасности, установленный в раме сиденья с внешней стороны переднего сиденья пассажира, модуль датчика веса сидящего, установленный под передним сиденьем пассажира. Датчик давления и датчик веса сидящего соединены шлангом. Датчик давления регистрирует давление, оказываемое на сиденье, например, когда кто-нибудь сидит в автомобиле. Информация от датчика усилия ремня безопасности также используется для обеспечения хорошей работы системы. Датчик усилия ремня безопасности сообщает модулю датчика веса сидящего силу натяжения ремня. Это делается, потому что на давление, измеряемое датчиком давления, может влиять тугое пристегивание ремня безопасности пассажиром. Это означает, что пассажир сильнее давит на сиденье, чем при нормальном использовании ремня безопасности. При этом пассажир воспринимается, как более тяжелый, чем он есть на самом деле. Модуль датчика веса сидящего использует информацию как от датчика давления, так и от датчика усилия ремня безопасности для вычисления фактического веса пассажира. Датчик веса сидящего передает непрерывные сигналы на (SRS) и на датчик веса сидящего на шине LIN. Если датчик веса сидящего (OWS) работает неправильно, (SRS) выполнит следующее: отключение надувной подушки безопасности переднего пассажира, включение лампы предупреждения об отсоединенной надувной подушке безопасности пассажира (PAD) в верхнем электронном модуле (UEM), включение индикаторной лампы (SRS) и показ предупредительного сообщения в (DIM). Если в любом из компонентов возникает неисправность, следует обратить внимание на следующее: датчик давления и модуль датчика веса сидящего должны заменяться одновременно, датчик усилия ремня безопасности заменяется отдельно.
Примечание: Выключатель вкл./выкл. (on/off) надувной подушки безопасности переднего пассажира не должен устанавливаться в автомобиле вместе с датчиком веса сидящего (OWS).
Выключатель вкл./выкл. (on/off), надувная подушка безопасности переднего пассажира (не для США/Канады)
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/453080.jpg)
Этот выключатель используется для активирования и отключения надувной подушки безопасности переднего пассажира. Выключатель находится на приборной панели со стороны пассажира. Доступ к выключателю можно получить только при открытой двери переднего пассажира. Для изменения положения выключателя используется ключ зажигания. Когда выключатель находится в положении ВЫКЛ. (OFF), все этапы надувной подушки безопасности пассажира отключены и горит лампа предупреждения об отсоединенной надувной подушке безопасности пассажира. При перемещении выключателя между положениями ВЫКЛ. (OFF) и ВКЛ. (ON) 2 датчика Холла определяют положение выключателя. Датчики Холла выключателя подсоединены напрямую к (SRS). Каждый датчик Холла отдельно подсоединен к модулю управления. В зависимости от положения выключателя, передаваемый от датчиков Холла сигнал может иметь 2 различных уровня тока. Если сигнал от датчиков Холла не может быть правильно интерпретирован, регистрируется код неисправности. В зависимости от неисправности, модуль управления может отключить надувную подушку безопасности пассажира. Если надувная подушка безопасности пассажира отключается, загорается лампа предупреждения PAD (об отсоединенной надувной подушке безопасности пассажира). Если обнаружена неисправность, а надувная подушка безопасности пассажира не отключена, загорается лампа предупреждения (SRS) и в (DIM) появляется текстовое сообщение.