К сожалению, показания вакуумметра сложно интерпретировать, и результаты анализа показаний могут быть ошибочными, поэтому вакуумную диагностику целесообразно объединить с другими методами.
Исходными факторами, по которым анализируются показания вакуумметра и делаются наиболее точные выводы о состоянии двигателя, являются абсолютное показание прибора и характер движения стрелки прибора (динамика показаний). Шкала большинства вакуумметров проградуирована в мм рт. ст. По мере нарастания разрежения (и соответственно падения давления) показание прибора увеличивается. На каждые 300 м над уровнем моря абсолютные показания вакуумметра будут отличаться примерно на 25 мм рт. ст.
Присоедините вакуумметр непосредственно к впускному коллектору, но не к другим отверстиям, через которые создается вакуум, отделенным от коллектора каналом определенной длины (например, к отверстиям перед дроссельной заслонкой).
Перед началом испытаний прогрейте двигатель до рабочей температуры. Заблокируйте колеса и затяните стояночный тормоз. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение (или в положении Park на автомобилях с автоматической коробкой передач), пустите двигатель и оставьте его работать на частоте холостого хода.
Внимание! Перед пуском двигателя тщательно проверьте состояние лопастей вентилятора радиатора (отсутствие на них повреждений или трещин). Во время работы двигателя не подносите руки слишком близко к вентилятору, держите прибор на достаточном удалении от вентилятора и не стойте на одной линии с вращающейся крыльчаткой.
Проверьте показание вакуумметра. На исправном двигателе вакуумметр должен показывать разрежение 430–560 мм рт. ст., а стрелка прибора должна быть практически неподвижна.
Ниже проведено описание характера показаний вакуумметра и методики определения состояния двигателя на их основе.
Слишком низкий уровень разрежения обычно указывает на негерметичность прокладки между впускным коллектором и дроссельным узлом, вакуумного шланга, а также на слишком позднее зажигание или на неправильный момент открытия и закрытия клапанов. Перед тем как снять крышки зубчатого ремня и проверить совмещение установочных меток проверьте установку зажигания с помощью стробоскопа.
Если показания вакуумметра на 75–200 мм рт. ст. ниже нормального и являются неустойчивыми (стрелка дергается), то это указывает на негерметичность прокладки на входе впускного коллектора или на неисправность форсунки.
Если стрелка регулярно отклоняется на 50–100 мм рт. ст., то причиной является негерметичность клапанов. Для подтверждения этого вывода проверьте компрессию в цилиндрах двигателя.
Если стрелка нерегулярно отклоняется в сторону низких показаний или подрагивает, то это указывает на низкое разрежение. Вероятной причиной является повышенное сопротивление движению клапанов или перебои в работе цилиндров. Проверьте компрессию в цилиндрах и осмотрите свечи зажигания.
Если на холостом ходу стрелка быстро колеблется в пределах 100 мм рт. ст., а работа двигателя сопровождается дымом из глушителя, то следовательно, изношены направляющие втулки клапанов. Для проверки этого надо провести испытания камер сгорания на герметичность (с накачкой воздуха). Если стрелка быстро колеблется и одновременно наблюдается увеличение частоты вращения двигателя, то надо проверить герметичность прокладки впускного коллектора и упругость пружин клапанов. Такие показания также могут быть обусловлены прогоранием клапанов и перебоями в работе цилиндров (сбоями зажигания).
Слабые колебания стрелки (в пределах 20–30 мм рт. ст. в обе стороны) указывают на неустойчивую работу системы зажигания. Проверьте все предусмотренные установки и регулировки, при необходимости подключите к двигателю анализатор системы зажигания.
При больших колебаниях стрелки проверьте компрессию в цилиндрах, или проведите испытания на герметичность, так как причинами неисправности могут быть неработающий цилиндр или нарушение герметичности прокладки головки блока цилиндров.
Если показания прибора медленно меняются в широком диапазоне, то проверьте чистоту трубопроводов системы принудительной вентиляции картера (PCV), правильность регулировки топливной смеси, герметичность прокладок дроссельного узла или впускного коллектора.
Резко откройте дроссельную заслонку, и когда частота вращения двигателя достигнет 2500 мин-1, отпустите заслонку. Заслонка должна медленно возвращаться в исходное положение. Показания вакуумметра должны упасть почти до нуля, затем возрасти и превысить контрольные показания, соответствующие работе на частоте вращения холостого хода, примерно на 125 мм рт. ст., после чего разрежение должно восстановиться на прежнем уровне. Если разрежение восстанавливается медленно, а при резком открытии заслонки превышение контрольного показания отсутствует, то причиной может являться износ поршневых колец. При крайне медленном восстановлении разрежения проверьте чистоту выпускного тракта (как правило, глушителя или каталитического конвертера). Самый простой способ такой проверки заключается в разъединении элементов системы выпуска перед подозрительным участком и в повторении испытания.