Б
Биение — Показатель неравномерности вращения вала.
Боковой зазор — Зазор между двумя элементами. Обычно относится к зубчатой передаче и отражает, насколько одна шестерня может перемещаться относительно другой, с которой она находится в зацеплении, если вторая при этом остается неподвижной.
В
Вкладыш втулочного типа — Монолитная втулка, устанавливаемая в отверстие и служащей в качестве подшипника для вала, поршневого пальца и т.д. Обычно вкладыши можно заменять.
Вставка Hali-Coil — Втулка, служащая для восстановления резьбового отверстия в случае износа или повреждения резьбы. Втулка вворачивается в отверстие, в котором нарезана новая резьба большего диаметра, чтобы восстановить оригинальный диаметр резьбы.
Г
Гильза цилиндра – Сменная втулка, запрессовываемая в блок цилиндров, чтобы образовать собственно цилиндр двигателя.
Д
Демпфер — Цилиндрический груз, устанавливаемый на переднем конце коленчатого вала и служащий для уменьшения крутильных колебаний (скручивания - раскручивания коленчатого вала, вызываемого импульсами воспламенения в цилиндрах).
Детонация — Сильный металлический звук, возникающий в камере сгорания в результате ненормального сгорания. Следует отличать от стука в подшипниках, обычно вызываемого ослаблением крепления или износом подшипников.
Длина в установленном положении — Длина пружины, измеренная после установки пружины на головку цилиндров. Эта длина измеряется от седла пружины до обратной стороны тарелки пружины.
Допуск — Величина, характеризующая разрешенное отступление от точного размера. Поле допуска — это диапазон от самого маленького приемлемого значения до самого большого приемлемого значения.
3
Зазор — Свободный (холостой) ход в зубчатой передаче или любой другой механической сборке, который «выбирается» перед началом движения. Обычно относится к зазору в клапанном механизме.
К
Камера сгорания — Пространство между поршнем и головкой цилиндров при нахождении поршня в верхней мертвой точке, в котором происходит сгорание воздушно-топливной смеси.
Канавка для поршневого кольца — Кольцевая канавка в зоне днища поршня, служащая для установки поршневого кольца.
Капитальный ремонт – Комплекс работ по восстановлению состояния агрегата, заключающийся в полной разборке, осмотре всех элементов, последующей сборке с использованием исходных или новых элементов и выполнении всех регулировок, необходимых для надежной работы.
Картер двигателя — Нижняя секция двигателя, в которой работает коленчатый вал. Включает в себя нижнюю секцию блока цилиндров и масляный поддон.
Клапанный механизм — Механизм двигателя, служащий для привода клапанов. Включает в себя все элементы, начиная с распределительного вала и заканчивая клапанами.
Коленчатый вал — Главный вращающийся элемент, проходящий вдоль картера двигателя и снабженный смещенными шатунными шейками, к которым подсоединены шатуны, и коренными шейками, служащими в качестве его опор. Преобразует возвратно поступательное движение поршней во вращательное движение.
Кольцо подшипника — Внутреннее или наружное кольцо подшипника, которое имеет контактную поверхность/дорожку для шариков или роликов подшипника.
Комплект для измерения зазоров в подшипниках скольжении Plastigage — Комплект, основным элементом которого является тонкая пластмассовая нить. Имеются нити различных размеров. Схема применения примерно следующая. Нить кладется вдоль шейки подшипника и в процессе сборки сопрягаемых элементов раздавливается. Затем сопрягаемая пара элементов разбирается и выполняется измерение ширины нити, чтобы определить радиальный зазор между шейкой и подшипником. Обычно используется для измерения зазоров в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала.
Комплект коленчатого вала — Перешлифованный или восстановленный коленчатый вал и новые коренные и шатунные подшипники.
Контактная краска — Синий пигмент, в растворенном виде, используемый для определения зоны контакта между двумя поверхностями. Контактная краска обычно используется для определения ширины и расположения пятна контакта между фаской и седлом клапана. Обычно это краситель синего цвета.
Конусность — Постепенное уменьшение диаметра вала или отверстия. В цилиндре двигателя конусность обычно характеризует неравномерный износ, вверху больше, чем внизу.
Коренные подшипники — Подшипники, которые поддерживают коленчатый вал. Вкладыши коренных подшипников могут быть снабжены канавками или иметь баббитовое покрытие.
Крышка подшипника шатуна — Часть шатуна в сборе, которая служит для закрепления шатуна на шатунной шейке коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников — Чугунные крышки с болтовым креплением к нижней части блока цилиндров. Служат для поддержки вкладышей коренных подшипников.
Крышки подшипников — Крышки, удерживаемые гайками или болтами, которые, в свою очередь, удерживают вкладыши подшипников или сами образуют рабочую поверхность подшипника. Через крышки вводится смазка.
Л
Лакообразный налет – Очень гладкая, стекловидная «пленка», которая возникает на стенках цилиндра в процессе эксплуатации двигателя.
М
Манжета — Уплотнение, которое препятствует выходу масла за пределы заданной зоны. Обычно используется в качестве уплотнения для вращающегося вала или другой движущейся части.
Маслосъемное кольцо — Самое нижнее поршневое кольцо, состоящее из нескольких элементов и предназначенное для предотвращения попадания чрезмерного количества масла на стенки цилиндра и в камеру сгорания.
Масляная галерея — Большой канал в блоке цилиндров, по которому проходит находящееся под давлением моторное масло.
Метчик — Инструмент, используемый для нарезания резьбы в отверстии.
Механическая обработка — Выполняемая на станке операция удаления металла с поверхности какого-либо металлического элемента.
Н
Нагар — Твердые или мягкие отложения черного цвета, присутствующие в камере сгорания, на свечах, под поршневыми кольцами, на головках клапанов и под ними.
Направляющий подшипник — Маленький подшипник, установленный в центре маховика (или в заднем торце коленчатого вала) и служащий в качестве опоры дня переднего конца первичного вала коробки передач.
Неукомплектованный блок цилиндров — Блок цилиндров в сборе с коленчатым валом и поршневой группой и, обычно, с распределительным валом,
О
Осевой зазор – Величина, характеризующая возможность взаимного перемещении двух элементов в продольном направлении. В применении к коленчатому валу это расстояние, на которое может перемещаться коленчатый вал в блоке цилиндров в обоих направлениях.
П
Перешлифовка клапанов — Восстановление формы клапана с помощью специальной оборудования.
Подшипники уменьшенного ремонтного размера — Вкладыши подшипников с уменьшенным диаметром, используемые при применении коленчатого вала с перешлифованными шейками.
Поршень — Элемент цилиндрической формы, подсоединенный к шатуну, который совершает возвратно поступательное движение в цилиндре при вращении коленчатого вала. Когда сгорает заряд топлива, поршень передает силу расширяющихся газов к шатуну, а тот, в свою очередь, к коленчатому валу.
Поршневое кольцо — Разрезное кольцо, устанавливаемое в канавку в поршне. Кольца контактирует со стенками кольцевой канавки, а также с «зеркалом» цилиндра, при этом уплотняя зазор между поршнем и цилиндров. Есть два типа колец: компрессионные кольца поддерживают давление сжатия в камере сгорания; маслосъемные кольца удаляют избытки масла со стенок цилиндра.
Поршневой палец — Цилиндрический (объемно полый) стальной стержень, который проходит поперек поршня и служит для крепления поршня на верхнем конце шатуна.
Прессовая посадка — Плотная посадка между двумя элементами, требующая значительного усилия для сборки этих элементов. Также упоминается как посадка с натягом.
Припуск на диаметр вкладыша подшипника — Припуск, который предусматривается на каждом вкладыше подшипника, чтобы обеспечить полный контакт тыльной стороны вкладыша с посадочным отверстием в корпусе при сборке двигателя.
Приработка — Период работы между моментом установки новых или восстановленных элементов и моментом времени, когда элементы изнашиваются до состояния обеспечения правильной поселки, Чтобы обеспечить приработку с целью обеспечения правильной посадки, рекомендуется на протяжении предписанного пробега двигаться с уменьшенной скоростью, изменяя ее.
Притирка клапанов - Шлифовка фаски клапана и его седла с применением притирочной ласты.
Р
Радиальный зазор подшипника – Зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника, измеренным в радиальном направлении. Это место для введения смазки.
Радиус кривошипа – Величина смещения шатунной шейки коленчатого вала.
Развертывание – Доведение до требуемого размера, увеличение или повышение качества поверхности отверстия с помощью соответствующего инструмента, называемого раз верткой.
Распределительный вал – Вал двигателя, на котором имеется ряд кулачков для привода клапанных механизмов. Распределительный вал приводится в движение с помощью ременной/цепной или зубчатой передачи.
Расточка – Операция механической обработки цилиндра двигателя с целью доведения его диаметра до предписанного размера.
Рубашка охлаждения — Камера вокруг цилиндров между внутренней и внешней стенка ми блока или головки цилиндров, через которую циркулирует охлаждающая жидкость.
С
Свободная длина/высота — Длина/высота элемента в ненагруженном состоянии, например свободная длина пружины.
Свободный ход — Зазор в рычажном механизме или сборке между началом приложения силы и фактическим началом движения. Обычно воспринимается как незначительная задержка.
Сегментная шпонка — Шпонка с закругленной нижней стороной (вид сбоку).
Седло — Поверхность, на которую опирается или в которую «садится» другой элемент Например, седло клапана - это элемент, с которым сопрягается фаска клапана
Снятие заусенцев — Удаление неровностей (острых кромок и заусенцев) с вкладышей и рабочих поверхностей подшипников.
Срабатывание — Тип износа, при котором имеется перенос материала между элементами, перемещающимися относительно друг друга. Проявляется в виде «ряби» или канавок на сопрягаемых поверхностях.
Статический баланс — Равновесие предмета, когда он неподвижен.
Степень сжатия — Соотношение между объемом цилиндра, когда поршень находится в верхней мертвой точке (объемом камеры сгорания), и объемом цилиндра, когда поршень находится в нижней мертвой точке.
Стержневая пробка – Пробка из мягкого металла, используемая для закрытия литейных отверстий для каналов охлаждающей жидкости в блоке цилиндров.
Стук в подшипнике — Шум, создаваемый при перемещении элемента в незакрепленном или изношенном подшипнике. Стук в шатунных или коренных подшипниках возникает вследствие слишком большого радиального зазора или недостатка смазки.
Сухари — Элементы, которые удерживают тарелку пружины клапана на стержне клапана.
Т
Толкатель — Элемент, который находится в контакте с кулачком распределительного вала и служит для передачи движения к остальной части клапанного механизма.
У
Уплотнительное кольцо круглого сечения — Уплотнительное кольцо, изготовленное из специального похожего на резину материала. Для обеспечения герметичности уплотнительное кольцо вставляется в предусмотренную канавку специальной формы.
Упорная шайба — Бронзовая шайба или шайба из закаленной стали, устанавливаемая между двумя движущимися частями. Шайба предотвращает продольное перемещение элементов и обеспечивает поверхность сопряжения с поверхностями элементов, испытывающими осевое давление.
Упорный подшипник — Коренной подшипник, который имеет упорные поверхности для предотвращения повышенного осевого зазора или перемещения коленчатого вала вперед и назад.
Усталость — Разрушение материала на протяжении большого числа циклов нагрузки-разгрузки. Первый признак усталости — это трещины, вскоре за которыми следует разрыв.
Установочная маркировка — Небольшая (например, накерненная) точка, которая показывает верхнюю поверхность компрессионного кольце.
Ф
Фаска — Скос поперек острого края предмета.
X
Ход поршня — Расстояние, которое проходит поршень при перемещении от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки или наоборот.
Ц
Царапины — Повреждение поверхности «зеркала» цилиндра, которое может возникнуть в результате перемещения поршневыми кольцами твердых частиц вдоль стенок цилиндра.
Ч
Чугун — Сплав железа и углерода (более 2%), используемый для изготовления блоков и головок цилиндров, потому что он относительно недорог и имеет хорошие литейные качества для литья в сложные формы.
Ш
Шатун — Рычаг, который соединяет шатунную шейку коленчатого вала с поршнем.
Шатунная шейка — Часть коленчатого вала, к которой подсоединяется шатун.
Шейка — Часть вращающегося вола, которая вращается в подшипнике.
Шпилька — Металлический стержень с резьбой на обоих концах.
Шпонка — Небольшая металлическая деталь, вставленная в соответствующие пазы в двух сопрягаемых элементах (например, при на прессовке шестерни на вал) и предотвращающая взаимное угловое перемещение этих двух элементов.
Щ
Щуп (комплект щупов) Тонкая полоска из закаленной стали, имеющая точную толщину и используемая для проверки зазоров между элементами.
Ю
Юбка поршня — Часть поршня ниже зоны расположения поршневых колец и отверстия для поршневого пальца.