Стабилизация управляемых колес обеспечивается, в частности, наклоном осей их поворота в поперечной и продольной плоскостях автомобиля.
Поперечный наклон осей поворота управляемых колес на угол αш обеспечивает при их повороте подъем передней части автомобиля (а значит, и его центра масс), создавая стабилизирующий момент (рис. 4.16). Под действием этого момента повернутые управляемые колеса (когда водитель отпустит рулевое колесо) самостоятельно возвращаются в положение, соответствующее прямолинейному движению. Причем с увеличением угла αш наклона осей поворота управляемых колес и нагрузки от массы автомобиля, приходящейся на эти колеса, стабилизирующий момент, действующий на них, возрастает. В этой связи такую стабилизацию называют весовой.
Рис. 4.16. Углы наклона осей поворота управляемых колес (стабилизация управляемых колес)
Продольный наклон осей поворота управляемых колес на угол γш обеспечивает пересечение продолжения этих осей с опорной поверхностью на расстоянии nш впереди вертикалей, проходящих через середины этих колес (рис. 4.16). Возникающий за счет этого при движении автомобиля стабилизирующий момент обеспечивает возвращение колес в положение, соответствующее прямолинейному движению, после прекращения действия внешних сил (управляющего воздействия водителя или ударов на управляемые колеса от неровностей дороги). Этот стабилизирующий момент с увеличением скорости движения автомобиля возрастает, поэтому такую стабилизацию называют скоростной.
При эксплуатации автомобиля углы наклона осей поворота управляемых колес (как и углы развала и схождения) могут измениться в связи с износом или повреждением элементов конструкции автомобиля, за счет которых создаются эти углы.
На автомобиле Swift углы наклона осей поворота управляемых колес обеспечиваются конструкцией подвесок. Регулировка этих углов в процессе эксплуатации не предусмотрена; при отличии их реальных величин от предусмотренных конструкцией необходимо отремонтировать или заменить поврежденные или изношенные детали подвески. Углы наклона осей поворота управляемых колес в процессе эксплуатации следует проверять при появлении признаков отклонения их от нормы и устранять обнаруженные неисправности(см. главу "Рулевое управление").
Углы наклона осей поворота управляемых колес должны быть определены достаточно точно, поэтому их проверку следует выполнять на специальном оборудовании, которым располагают обычно СТО.
Для повышения проходимости автомобиля Swift при движении по грязи или снегу допускается установка на ведущие колеса цепей противоскольжения.