Примечание. При установке используйте новые болты крепления головки, новую прокладку головки и новый зубчатый приводной ремень.
Снятие
Двигатели F3R
1. Отсоедините кабель массы от батареи (обратитесь к Главе Электрооборудование двигателя).
2. Слейте жидкость из системы охлаждения как описано в Главе Техническое обслуживание .
3. Снимите зубчатый приводной ремень.
4. Снимите кожух воздушного фильтра и впускной воздуховод как описано в Главе Системы питания и выпуска.
5. Снимите впускной трубопровод и выпускной коллектор как описано в Главе Системы питания и выпуска.
6. Снимите ВВ катушки зажигания и ВВ провода свечей зажигания как описано в Главе Электрооборудование двигателя.
7. Отключите проводку от датчика температуры охлаждающей жидкости на головке блока цилиндров, датчика давления в трубопроводе и датчика детонации. Освободите жгут проводов из крепежных скоб, отмечая его направление и расположение.
8. Отверните два болта, крепящие внутреннюю верхнюю крышку зубчатого ремня к блоку цилиндров. Крышка свободна и может быть удалена вместе с головкой блока цилиндров.
9. Ослабьте крепежные скобы и отсоедините шланги системы охлаждения от кожуха термостата на левом конце головки блока цилиндров.
10. Работая в последовательности, обратной показанной на иллюстрации , постепенно ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на пол-оборота за прием, пока все болты не могут быть отвернуты вручную и удалены. Выбросите болты.
11. Поднимите головку с блока цилиндров. Если установочные штифты свободно вставлены, снимите их и положите вместе с головой для сохранности.
Двигатели F7R
1. Отсоедините кабель массы от батареи (обратитесь к Главе Электрооборудование двигателя).
2. Слейте жидкость из системы охлаждения.
3. Снимите зубчатый приводной ремень.
4. Снимите кожух воздушного фильтра и впускной воздуховод как описано в Главе Системы питания и выпуска.
5. Снимите ВВ катушки зажигания как описано в Главе Электрооборудование двигателя.
6. Отключите разъемы электропроводки от следующих компонентов:
- a) Датчик положения распредвала.
- b) Топливные форсунки.
- с) Датчик температуры охлаждающей жидкости.
- d) Датчик давления в трубопроводе.
- e) Клапан рециркуляции отработавших газов.
- f) Потенциометр дроссельной заслонки.
7. Отсоедините вакуумные шланги от корпуса дросселя и датчика давления в трубопроводе, в том числе и вакуумный шланг системы охлаждения, затем отверните болты, крепящие трубу охлаждающей жидкости к левой стороне двигателя.
8. Отсоедините шланги системы охлаждения от кожуха термостата и от корпуса дросселя.
9. Отсоедините тросик педали газа от тяги и кронштейна.
10. Снимите верхний кронштейн генератора.
11. Из-под впускного трубопровода отверните опорные стойки и трубку щупа измерения уровня.
12. Освободите проводку стартера от крепежа на головке блока цилиндров.
13. Отверните опорную стойку выпускной системы и теплоизоляционный щит топливопровода от двигателя.
14. Отсоедините шланг вентиляции картера от клапанной крышки, затем отверните болты и снимите крышку (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
15. Работая в последовательности, обратной показанной на иллюстрации, последовательно ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на пол-оборота за прием, пока все болты не могут быть отвернуты вручную и удалены. Выбросите болты.
16. С помощью ассистента поднимите головку вверх с блока цилиндров. Если установочные штифты свободно посажены, снимите их и сложите вместе с головкой для сохранности.
Осмотр
1. Совмещающиеся поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. С помощью скребка удалите все следу прокладки и нагара, а также очистите верхние части поршней. Работайте особенно осторожно с алюминиевой головкой блока цилиндров, так как мягкий металл может быть легко поврежден. Также следите, чтобы грязь не попала в масляные и водные каналы - это особенно важно для цепи смазки, поскольку нагар может заблокировать подачу масла к распредвалу и подшипникам коленвала или коромыслам. С помощью липкой ленты и бумаги изолируйте водяные масляные каналы и отверстия под болты в блоке цилиндров. Аналогичным образом очистите днища поршней.
2. Проверьте блок и головку на наличие щербинок, глубоких царапин и других повреждений. Если имеются небольшие царапины, их можно аккуратно удалить напильником. Более серьезное повреждение возможно устранить переточкой, но эту работу следует поручить специалисту.
3. С помощью линейки, поставленной на ребро, проверьте искривление головки блока цилиндров.
4. Очистите все отверстия под болты в блоке. Последите, чтобы в них не осталось масло, иначе имеется вероятность того, что при затягивании болтов блок может треснуть под действием гидравлического давления.
5. Осмотрите резьбу болтов и резьбу в блоке цилиндров на наличие повреждений. Если необходимо, метчиком подходящего размера обновите резьбу в блоке и винторезной плашкой очистите резьбу на болтах. Рекомендуется заменять болты после каждого их снятия.
Установка
1. Убедитесь, что совмещающиеся поверхности блока цилиндров и головки безупречно чистые.
2. Убедитесь, что поршень цилиндра №1 все еще стоит в ВМТ и что установочная метка(ки) зубчатого колеса распредвала совмещена с меткой на крышке (обратитесь к Разделу Снятие, осмотр и установка зубчатого приводного ремня).
3. Убедитесь, что установочные штифты правильно установлены в блок. Установите новую прокладку головки блока цилиндров, правильно ориентировав ее.
4. Аккуратно опустите головку на блок, надевая ее на штифты. Проследите, чтобы внутренняя верхняя крышка зубчатого ремня правильно расположилась на блоке цилиндров.
5. Слегка смажьте новые болты крепления головки блока цилиндров. Подождите, пока лишнее масло стечет, а затем вставьте болты с шайбами и затяните их вручную. Затяните болты как описано в соответствующем подразделе.
Двигатели F3R
1. В показанной последовательности затяните болты крепления головки блока цилиндров приведенным в Спецификациях усилием (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). На начальных стадиях осуществляется предварительный прижим прокладки, а оставшиеся стадии - основная процедура сжимания. При доворачивании болтов, сделайте краской метки на головке блока цилиндров, чтобы обеспечить правильный угол, или приобретите специальный инструмент для доворачивания. Если болты будут зажаты точно как определено, нет никакой потребности повторно затягивать их после первого запуска двигателя.
2. Подсоедините шланги системы охлаждения к кожуху термостата и надежно закрепите их скобами.
3. Установите болты, крепящие внутреннюю верхнюю крышку зубчатого ремня к блоку цилиндров и надежно затяните их.
4. Убедитесь, что электропроводка правильно проложена и подсоединена к датчику давления в трубопроводе, датчику температуры охлаждающей жидкости и датчику детонации.
5. Установите ВВ катушки зажигания и проводку как описано в Главе Электрооборудование двигателя.
6. Установите впускной трубопровод и выпускной коллектор как описано в Главе Системы питания и выпуска.
7. Установите кожух воздушного фильтра и впускной воздуховод как описано в Главе Системы питания и выпуска.
8. Установите новый зубчатый приводной ремень как описано в Разделе Снятие, осмотр и установка зубчатого приводного ремня.
9. Подключите аккумулятор и заполните систему охлаждения как описано в Главе Техническое обслуживание.
10. В заключение проверьте уровень масла (см. График текущего обслуживания).
Двигатели F7R
1. В показанной на иллюстрации последовательности затяните болты крепления головки цилиндров приведенным в Спецификациях усилием. При доворачивании болтов сделайте краской метки на головках болтов и головке блока цилиндров, чтобы обеспечить правильный угол, или приобретите специальный инструмент для доворачивания. После того как двигатель будет прогрет до нормальной рабочей температуры и затем полностью остынет, потребуется дополнительное сжимание. Для этого действуйте следующим образом:
2. Установите все потревоженные компоненты в обратном снятию порядке.
3. Проследите, чтобы все было подключено и система охлаждения заполнена (обратитесь к Главе Техническое обслуживание), а затем запустите двигатель. Дайте двигателю прогреться (должен включиться вентилятор), а затем заглушите его и дайте полностью остыть.
4. Из-под впускного трубопровода ослабьте болт опорной стойки и крепежный болт трубопровода и отверните болт трубки щупа измерения уровня. Ослабьте также два болта, крепящие твердую вакуумную трубку усилителя тормоза и верхний кронштейн генератора (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
5. Снимите ВВ катушки зажигания и клапанную крышку, чтобы получить доступ к болтам крепления головки блока цилиндров.
6. Когда двигатель остынет полностью, выполните оставшиеся стадии затяжки, приведенные в Спецификациях, за один прием в последовательности, показанной на иллюстрации параграфа 1.
7. Установите клапанную крышку и ВВ катушки зажигания, затем затяните болты, предварительно ослабленные.