Внимание! Прокладку металлических трубопроводов тормозной системы следует поручать специализированной мастерской, потому что эта операция требует определенного опыта.
В качестве гибких соединений между жестко закрепленными и подвижными деталями автомобиля, например, с суппортами, служат тормозные шланги, рассчитанные на определенное давление. При появлении на шлангах повреждений, видимых невооруженным глазом, шланги, подлежат замене.
Внимание! Тормозные шланги оберегайте от контакта с маслом и керосином, не лакируйте их и не покрывайте средством для антикоррозионной защиты днища кузова.
Автомобили с ABS
Внимание! Если была полностью опустошена одна из камер расширительного бачка для тормозной жидкости, например, из-за утечки или по невнимательности при прокачке тормозной системы, то воздух попадает и в подкачивающий насос гидравлики ABS. В этом случае прокачку тормозной системы следует выполнять в мастерской с помощью специального устройства.
Внимание! Соблюдайте меры безопасности и правила пользования тормозной жидкостью.
Снятие
1. Отметьте краской положение колес на ступицах. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение.
2. Ослабьте болты крепления колес. Автомобиль при выполнении этой операции должен стоять на колесах.
3. Установите автомобиль на подставочные козлы и, вывинтив колесные болты, снимите колеса.
Предупреждение! Поддомкрачивание автомобиля и его установка на подставочные козлы сопряжены с опасностью травмы. Ознакомьтесь с положениями главы «Поддомкрачивание автомобиля».
4. Отсоедините тормозной шланг от трубопровода.
Внимание! У автомобилей с задними барабанными тормозами тормозной шланг расположен между двумя трубопроводами и служит в качестве гибкого соединения.
5. Автомобили с задними барабанными тормозами. Снимите защиту днища, см. соответствующую главу.
6. Вывинтите полый болт 1 и отсоедините тормозной шланг 3 от трубопровода 2 (см. иллюстрацию).
Внимание! Перекручивание тормозного шланга при отсоединении его от трубопровода не допускается.
7. Снимите удерживающую скобу 4 и высвободите тормозной шланг из держателя 5 (см. иллюстрацию 13.6).
Внимание! После открытия тормозной системы из неё будет вытекать тормозная жидкость, которую надлежит собрать в предназначенную для этого емкость.
8. Автомобили с задними барабанными тормозами. Отсоедините второй конец тормозного шланга от трубопровода.
9. Вывинтите полый болт 1 и отсоедините тормозной шланг 2 от суппорта 3 (см. иллюстрацию).
Предупреждение! Из соединительного отверстия суппорта будет вытекать тормозная жидкость. Соблюдайте меры предосторожности!
Установка
Внимание! Устанавливайте только те тормозные шланги, которые разрешены к применению заводом-изготовителем автомобиля.
10. Закрепите тормозной шланг на суппорте и закрепите полым винтом. Затяните с приложением усилия 20 Нм.
11. Закрепите тормозной шланг в держателе таким образом, чтобы цапфа прочно заходила в крепление держателя.
Внимание! Перекручивание тормозного шланга не допускается.
12. Зафиксируйте удерживающую скобу, проверьте правильность ее посадки.
13. Закрепите тормозной шланг на штуцере трубопровода и затяните полым винтом. Момент затяжки составляет 15 Нм. '
Внимание! Перекручивание тормозного шланга при его креплении к трубопроводу не допускается.
14. Автомобили с задними барабанными тормозами. Закрепите второй конец тормозного шланга к трубопроводу.
15. Удалите воздух из тормозной системы, см. соответствующую главу.
16. Установите колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте центрирующее седло диска колеса на ступице тонким слоем смазки. Болты крепления колеса не смазывайте. Заржавевшие болты замените на новые.
17. Ввинтите болты крепления колес и опустите автомобиль на колеса.
18. Затяните болты крепления колес в перекрестном порядке с моментом ПО Нм.
Внимание! Тормозные шланги механизмов передних колес не должны зажиматься и перетираться при поворотах рулевого колеса до упора в одну и другую стороны. Шланги должны находиться на достаточном удалении от деталей передней подвески.
19. Проверьте уровень тормозной жидкости в расширительном бачке и в случае необходимости долейте ее до максимальной отметки.
Внимание! Убедитесь, что:
- а) тормозные шланги надежно соединены;
- б) тормозной шланг закреплен в держателе;
- в) штуцеры прокачки тормозного привода завернуты;
- г) в расширительном бачке достаточный объем тормозной жидкости.
20. Проведите проверку герметичности тормозной системы при работающем двигателе. Для этого выжимайте тормозную педаль с усилием 200-300 Н (20 -30 кг) в течение примерно 10 секунд. Давление в системе и, соответственно, сопротивление педали тормоза, не должно снижаться. Все соединения проверьте на герметичность.
21. Выполните несколько торможений на дороге с неинтенсивным движением. Как минимум одно торможение следует выполнить так, чтобы сработала ABS, что ощущается по пульсации тормозной педали.
Внимание! При выполнении проверки тормозной системы указанным способом учитывайте ситуацию на дороге и следите за сзади идущим транспортом.