Чистка
1. Тщательная очистка головки цилиндров и компонентов клапанного механизма с последующей детальной проверкой их состояния помогут определить приблизительный объем предстоящих восстановительных работ.
Примечание. Сильные перегревы двигателя могут привести к деформации головки цилиндров и нарушению плоскостности ее сопрягаемых поверхностей.
2. Соскоблите с сопрягаемых поверхностей головки цилиндров, впускного трубопровода и выпускного коллектора все следы материала старой прокладки и герметика - постарайтесь не повредить поверхности. Существенно облегчит работу применение специального размягчителя, которым следует предварительно пропитать налипшие отложения.
3. Удалите со стенок водяных каналов все следы накипи.
4. Жесткой проволочной щеткой тщательно прочистите все доступные полости и отверстия. При сильном загрязнении каналов прочистку головки следует поручить специалистам.
5. "Прогоните" подходящим по размеру метчиком каждое из болтовых отверстий, удалив из резьбы продукты коррозии, следы старого герметика и восстановив поврежденные витки. При наличии доступа к источнику сжатого воздуха, продуйте отверстия, удалив из них стружку и мелкий мусор.
Внимание! При использовании сжатого воздуха не забывайте надевать защитные очки!
6. Проволочной щеткой зачистите резьбу шпилек крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора.
7. Промойте головку растворителем и тщательно просушите ее. Использование сжатого воздуха позволит существенно сократить срок сушки и даст гарантию качества прочистки плохо доступных полостей и отверстий.
Примечание. Различного рода составы для удаления следов нагара, существенно облегчающие выполнение процедуры чистки, можно приобрести во многих магазинах автомобильных аксессуаров. Помните, что такого рода средства обычно являются химически агрессивными и должны применяться с соблюдением соответствующих мер предосторожности, - строго придерживайтесь инструкций изготовителей, обычно приведенных на этикетке тары.
8. Промойте растворителем коромысла привода клапанов, затем тщательно просушите их. Использование сжатого воздуха существенно облегчит выполнение процедуры (не забудьте надеть защитные очки).
Примечание. На оборудованных системой VTEC моделях не забудьте скрепить резиновыми бандажами коромысла привода впускных клапанов.
9. Промойте в растворителе и тщательно просушите клапанные пружины, их тарелки и сухари разрезных замков. Постарайтесь не перепутать компоненты.
10. Соскоблите основную массу сформировавшихся на поверхностях клапанов отложений, затем проволочной насадкой к электродрели окончательно зачистите поверхности стержней и тарелок клапанов - следите, чтобы клапаны не оказались перепутаны.
11. Извлеките и тщательно вычистите гидравлические толкатели/корректоры клапанных зазоров (VTEC). Снятые компоненты сложите в организованном порядке.
Примечание. Жиклер(ы) распыления масла на данном этапе должны быть извлечены и тщательно прочищены. На 4-цилиндровых двигателях жиклеры расположены в верхней части головки, на двигателях V6, - в блоке цилиндров (под головкой).
Проверка состояния
Примечание. Прежде чем принимать решение о необходимости выполнения механической обработки головки цилиндров, произведите тщательную проверку ее состояния. Внимательно изучив изложенный в настоящем подразделе материал, составьте список нуждающихся в особом внимании компонентов.
Головка цилиндров
1. Внимательно проверьте головку цилиндров на наличие следов утечек охлаждающей жидкости, трещин и прочих повреждений. Треснутая головка подлежит замене в обязательном порядке. В случае отсутствия уверенности в определении состояния головки, следует отправить ее для проверки в мастерскую автосервиса. Если ремонт не представляется возможным, замените дефектную головку.
2. При помощи измерителя плоскостности и щупа лезвийного типа проверьте сопрягаемую поверхность головки на наличие признаков деформации. Если неплоскостность превышает допустимое по нормативам значение (см. Спецификации), головку необходимо отправить в проточку в механическую мастерскую.
3. Проверьте состояние седел клапанов в каждой из камер сгорания. В случае выявления каверн, трещин, следов прогара, головку следует подвергнуть особому восстановительному ремонту, выполнение которого лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и должно быть поручено специалистам автосервиса.
4. При помощи измерителя DTI оцените величину люфта стержней клапанов в направляющих втулках. Клапан должен быть приподнят над седлом приблизительно на 1.6 мм. Полную величину бокового биения клапана следует затем разделить на два, чтобы определить зазор посадки клапана в направляющей втулке. Сравните результаты произведенных вычислений с требованиями Спецификаций. При наличии сомнений в правильности определения состояния компонентов, выполнение их проверки следует поручить специалистам мастерской автосервиса.
Клапаны
1. Внимательно проверьте рабочие поверхности клапанов на наличие признаков неравномерного износа, деформаций, трещин, каверн и следов прогара. Оцените степень срабатывания стержней клапанов. Проверьте, нет ли трещин в шейках стержней. Путем вращения проверьте клапаны на изгиб стержней. Удостоверьтесь в отсутствии каверн и признаков чрезмерного износа торцов. Выявление любого из перечисленных дефектов требует доставки клапанов для восстановительного ремонта в мастерскую автосервиса.
2. Измерьте ширину цилиндрической части (пояска) тарелки каждого из клапанов). Если ширина пояска оказывается меньше оговоренного в Спецификациях значения, замените клапан.
Компоненты клапанов
1. Оцените степень износа торцевых частей каждой из клапанных пружин, проверьте пружины на наличие каверн. Устанавливая каждую из пружин вертикально на плоской поверхности, проверьте строгость их торцовки. Пружины с нарушением торцовки, как и просевшие, подлежат замене.
2. Измерьте свободную длину клапанных пружин, сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций. Если пружина оказывается короче нижнего допустимого предела, она является просевшей и подлежит замене. Проверьте также на соответствие нормативным требованиям развиваемые пружинами усилия (выполнение данной работы лучше поручить специалистам мастерской автосервиса). При отсутствии уверенности в определении состояния пружин правильнее будет их заменить.
3. Проверьте тарелки пружин и сухари их разрезных замков на наличие трещин и признаков износа. Все находящиеся в сомнительном состоянии детали следует заменить новыми во избежание развития дефектов в будущем.
4. Замените все выявленные дефектные компоненты.
5. При значительной степени износа компонентов клапанов, что вполне вероятно для нуждающегося в капитальном ремонте двигателя, соберите клапанные сборки, установите их на свои штатные места в головку и переходите к выполнению процедур обслуживания клапанов (см. Раздел Обслуживание клапанов).