- дает электрический ток для пуска двигателя;
- стабилизирует напряжение в электрической системе;
- может в короткое время обеспечивать током, когда потребление энергии превышает выходную мощность генератора.
Герметичные аккумуляторные батареи стандартные для всех автомобилей. У них на корпусе нет заливных пробок. Аккумуляторная батарея полностью герметична, не считая двух маленьких боковых отверстий для вентиляции. Эти вентиляционные отверстия позволяют улетучиваться образовавшимся газам. Герметичные аккумуляторные батареи имеют следующие преимущества над обычными аккумуляторными батареями:
- для долговечности аккумуляторных батарей не нужно доливать воды;
- батарея защищена от перезарядки. Если слишком большое напряжение подведено к аккумуляторной батарее, она не будет принимать столько тока, сколько обычная батарея. Повышение напряжения продолжит заряжать обычную батарею, что приводит к газообразованию и потере электролита;
- батарея подлежит самозарядке как обычная батарея. Это очень важно, когда автомобиль стоит в одном месте продолжительное время;
- при меньших размерах и весе напряжение и сила тока остались прежними.
Аккумуляторная батарея имеет два показателя:
- показатель емкости аккумуляторной батареи определяется при 27°С, которая при полной зарядке обеспечивает 10,5 В и больше;
- показатель аккумуляторной батареи при пуске холодного двигателя определяется тестированием при —18°С, которая показывает мощность батареи при проворачивании коленчатого вала при холодном двигателе.
Резервная мощность аккумуляторной батареи определяется как максимально возможное продолжительное время для движения ночью с минимальной электрической нагрузкой без использования выходной мощности генератора. Выраженная в минутах, резервная мощность (или показатель Е) является необходимым временем для полной заряженной аккумуляторной батареи при 27°С и разрядке током 25 А для достижения на клеммах напряжения в 10,5 В.
Тестирование силы тока при пуске холодного двигателя проводится при —18°С. Минимальный показатель силы тока, который должен быть сохранен батареей при заданной температуре, пока имеется минимальное напряжение в 7,2 В.
Этот показатель измеряется при пуске холодного двигателя.
Срок службы аккумуляторной батареи не безграничен. Тем не менее, при надлежащем уходе аккумуляторная батарея прослужит много лет.
Если аккумуляторная батарея прошла тестирование хорошо, но выявляются сбои в работе без видимой причины, причиной неисправности или отказа могут быть следующие факторы:
- какой-нибудь прибор был оставлен включенным на всю ночь;
- в короткие периоды автомобиль двигался на малой скорости;
- электрическая нагрузка автомобиля превышала выходную мощность генератора, нередко с включением нестандартного оборудования;
- неисправность в системе зарядки: скольжение ремня генератора, неисправность генератора или неисправность регулятора напряжения и т.д;
- неправильное использование батареи: непроведение чистки, закрепление клемм или ослабление зажимов;
- механические неисправности электрической системы: закороченные или защемленные провода.
Герметичные аккумуляторные батареи имеют встроенный ареометр с температурной компенсацией в ее верхней части, используемый для нижеследующей диагностики:
- когда смотрите на ареометр, удостоверьтесь, что верхняя часть батареи чистая;
- при нормальной работе должны быть получены два показания:
- ВИДИМАЯ ЗЕЛЕНАЯ ТОЧКА — появление зеленого цвета, называемая «зеленая точка» означает, что батарея готова к тестированию;
- ТЕМНО-ЗЕЛЕНАЯ НЕВИДИМАЯ ТОЧКА — если имеются жалобы на пуск холодного двигателя, необходимо тестирование батареи. В это же время должны быть проверены электрические системы и зарядка. Иногда может возникнуть третье условие:
- ЧИСТЫЙ ИЛИ СВЕТЛО-ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ — уровень жидкости ниже кончика ареометра. Это может стать причиной чрезмерной или длительной зарядки, чрезмерного или нормального износа батареи. Поэтому зарядка и электрические системы могут нуждаться в проверке, если имеются жалобы на пуск холодного двигателя. Если батарея — причина жалобы на плохой пуск холодного двигателя, замените ее.
Зарядка аккумуляторной батареи
Аккумуляторная батарея с зеленой точкой показывает, что зарядка не нужна, пока батарея не разрядится как, например, при пуске холодного двигателя.
При зарядке аккумуляторной батареи с герметизированными клеммами вне автомобиля, установите переходник. Удостоверьтесь, что все соединения зарядного устройства чистые и надежные. Для лучшего результата батарея должна заряжаться, когда электролит и пластины имеют комнатную температуру. Чрезвычайно холодные батареи могут не заряжаться несколько часов после начала зарядки.
Заряжайте аккумуляторную батарею, пока не появится зеленая точка. В процессе зарядки батарея должна проверяться каждые 30 мин. Наклон или взбалтывание могут быть необходимы для появления зеленой точки.
После зарядки аккумуляторная батарея должна быть протестирована.
Время, необходимое для зарядки аккумуляторной батареи, зависит от:
- -размера батареи — для полностью разряженной батареи большой емкости, предназначенной для работы в тяжелом режиме, необходимо время в 2 раза больше, чем для зарядки аккумуляторной батареи легкового автомобиля;
- -температуры — для зарядки батареи при —18°С потребуется больше времени, чем при 27°С. Когда зарядное устройство подсоединено к холодной батарее, сначала степень зарядки будет очень низкой, но по мере роста температуры батареи степень зарядки повысится;
- -способности зарядного устройства — зарядное устройство с током зарядки 5 А потребует больше времени для зарядки, чем зарядное устройство с током зарядки 30 А или больше;
- -состояния заряда — для зарядки полностью разряженной батареи необходимо в два раза больше заряда, чем для зарядки двух наполовину разряженных батарей, потому что в полностью разряженной батарее электролит приближается по составу почти к чистой воде и является плохим проводником. Затем, по мере того как заряжающий ток приводит к увеличению содержания кислоты в электролите, соответственно увеличивается и степень зарядки.
Зарядка полностью разряженной аккумуляторной батареи
Нижеследующую процедуру используйте для перезарядки полностью разряженной батареи:
- измерьте напряжение на клеммах батареи точным вольтметром. Если значение измеряемой величины ниже 10 В, ток зарядки будет очень низким, и это может занять некоторое время, перед тем как батарея примет избыточные несколько миллиампер;
- поставьте зарядное устройство на высокое место. Некоторые зарядные устройства имеют схему защиты от обратной полярности, предотвращающей зарядку при неправильном соединении с клеммами батареи. Полностью разряженная батарея не имеет достаточного напряжения, чтобы привести в действие эту схему, даже если провода подсоединены правильно. Это приведет к тому, что батарея не будет заряжаться. Поэтому следуйте специальным инструкциям производителя зарядных устройств, чтобы зарядное устройство включилось и начало заряжать батарею с низким напряжением;
- в зарядных устройствах предусмотрены регуляторы напряжения и силы тока. Время, необходимое для зарядки батареи в зависимости от различных значений напряжения, приведены в табл. 3.7.
Таблица 3.7 Время зарядки аккумуляторной батареи в зависимости от исходного напряжения батареи
Исходное напряжение, В | Время зарядки аккумуляторной батареи |
16,0 или больше | до 4 часов |
14,0-15,9 | до 8 часов |
13,9 или меньше | до 16 часов |
Если полученный батареей заряд нельзя измерить после истечения времени зарядки, батарею следует заменить.
Если полученный заряд измеряется в процессе зарядки, батарея исправна, зарядку надо завершить как обычно.
Примечание. Примечание Очень важно помнить: полностью разряженная батарея должна быть заряжена до необходимого количества ампер—часов (А·ч) для восстановления ее рабочего состояния. Как правило, использование показателя емкости как количества ампер—часов зарядки, приводит к появлению зеленой точки.
Если полученный батареей заряд не измеряется после истечения времени зарядки, вычисленным вышеуказанным методом, батарею надо заменить.
Если полученный заряд измеряется в течение времени зарядки, то батарея исправна и зарядку следует завершить обычным способом.