Предупреждение: система кондиционирования находится под высоким давлением. Не ослабляйте соединительные муфты и не снимайте элементы без предварительной разрядки системы при обращении на фирменную или специализированную сервисную станцию. Разъединение муфт системы кондиционирования следует производить в защитных очках или маске.
Предостережение 1: в системах кондиционирования автомобилей, описываемых в данном руководстве, применяется хладагент марки R- 134а, который не является экологически вредным продуктом. Элементы системы, заправленной данным хладагентом, а также компрессорным маслом соответствующего типа, не должны подвергаться воздействию хладагента R-12. Смешивание двух типов хладагента чревато повреждением элементов системы.
Предостережение 2: при замене элементов системы кондиционирования необходимо доливать компрессорное масло в объеме, равном количеству масла, оставшемуся в снятом элементе. Перед добавлением масла в систему необходимо изучить инструкцию, чтобы убедиться в его совместимости с хладагентом R-134а.
1. Для обеспечения и поддержания эффективности работы системы кондиционирования в ходе регулярного техобслуживания следует выполнять следующие процедуры.
- а) Осмотрите ремень привода компрессора. При необходимости произведите его замену (см. главу 1).
- b) Проверьте и при необходимости приведите в соответствие норме натяжение приводного ремня (см. главу 1).
- с) Осмотрите шланги системы на наличие трещин, вздутия, затвердения и других признаков износа. Убедитесь в том, что через шланги и соединительные муфты не происходит утечка масла. При обнажении вышеперечисленных признаков произведите необходимую замену шлангов.
- d) Осмотрите пластины конденсатора на наличие застрявших в них листьев, останков насекомых и другого мусора. Произведите очистку пластин при использовании сжатого воздуха и мягкой щетки.
- е) Убедитесь в том, что система правильно заправлена хладагентом.
- f) При наличии характерного шума воды за панелью приборов, а также при обнаружении ее подтеков на коврике салона убедитесь в том, что дренажная трубка кожуха испарителя имеет достаточную проходимость (см. иллюстрацию). Для проверки введите в трубку отрезок проволоки.
13.1. Убедитесь в том, что не ограничена проходимость дренажной трубки кожуха испарителя, расположенной на задней перегородке моторного отсека. Данный ракурс получен при наведении объектива сверху двигателя
2. Настоятельно рекомендуется включать систему кондиционирования хотя бы раз в месяц, по крайней мере, на 10 минут. Это особенно актуально в зимний период, так как вследствие длительного простоя системы может произойти необратимое затвердение внутренних уплотнителей системы. Следует отметить, что включение компрессора кондиционера происходит в режиме «Defrost» (оттаивание стекол).
3. При обнаружении неполадок в работе системы кондиционирования необходимо продолжить процедуру, начиная с операций, описанных в п. 6, и выполнить проверку, описанную ниже.
4. В силу сложности конструкции системы, а также из-за необходимости использования специального оборудования, диагностику следует поручить специалисту-профессионалу соответствующей квалификации. Поэтому в данное руководство не включены описания процедур разборки и ремонта - они должны выполняться на специализированной станции. Механику-автолюбителю достаточно только лишь проверить работоспособность приводной муфты и определить степень зараженности системы хладагентом. В данной главе приведены описания простых проверок, а также процедур замены элементов.
5. Лишь одна причина снижения эффективности работы системы, которая может быть определена и устранена механиком-автолюбителем - это недостаток хладагента. При снижении эффективности работы системы из-за утечки хладагента для определения причины следует выполнить одну из следующих проверочных процедур.
Проверка степени зараженности системы хладагентом
6. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
7. Установите регулятор кондиционирования воздуха в положение, соответствующее минимальной температуре, а переключатель вентилятора - в положение максимальной скорости. Откройте двери (чтобы система кондиционирования не отключилась сразу после охлаждения воздуха в салоне).
8. После достижения рабочей температуры двигателя пощупайте линии циркуляции хладагента, которые подсоединены к испарителю на задней перегородке моторного отсека.
9. Трубка, идущая от аккумулятора к испарителю должна быть холодной, а выходная линия испарителя (трубки, по которым хладагент возвращается в компрессор) иметь чуть более высокую температуру (теплее на 10-15°С). Если выходная линия испарителя значительно теплее входной, или если входная линия испарителя не является холодной, система нуждается в дозаправке хладагентом. Установите термометр на решетку центрального дефлектора приборной панели и включите систему кондиционирования в режиме максимальной продуктивности. Температура воздуха, выходящего из дефлектора должна быть на 2-5°С ниже окружающей температуры (до 5°С). Если температура окружающего воздуха чрезвычайно высока (около 45°С), то воздух, поступающий из воздуховода, может иметь также сравнительно высокую температуру (примерно 16°С), но, как правило, температура кондиционирования воздуха на 2-5°С ниже температуры за бортом автомобиля.
10. Если происходит недостаточное охлаждение воздуха, то, вероятно, система нуждается в дозаправке.
11. Если воздух остается теплым, а система не приводится в действие, убедитесь в работоспособности приводной муфты компрессора.
12. Попросив ассистента включить систему кондиционирования, осмотрите переднюю сторону компрессора. Муфта должна издать щелчок, а ее центральная часть должна начать вращение. Если это го не происходит, заглушите двигатель и отсоедините датчик контура низкого давления системы (см. иллюстрацию 13.22). Замкните контакты разъема соединительным проводом и снова включите систему кондиционирования. Если при этом произойдет срабатывание, значит, давление в системе слишком высокое или слишком низкое. Обратитесь на фирменную или имеющую соответствующую специализацию станцию для диагностирования системы.
13. Если срабатывания муфты не происходит, осмотрите соответствующий предохранитель. Осмотрите предохранители, расположенные во внутреннем блоке.
14. Снимите для тестирования реле муфты компрессора (А/С) с панели, расположенной в моторном отсеке (глава 12). При снятом реле и включенном зажигании убедитесь в том, что к двум контактным выводам реле подается напряжение. При включенном зажигании питание должно подводиться к контактным выводам силовой цепи реле, а также цепи управления.
15. Воспользовавшисьдополнительным проводом, соедините контакты силовой цепи реле, расположенные в блоке, с контактом провода, ведущего к приводной муфте компрессора (для того, чтобы определить, какие контактные выводы необходимо соединить, уточните цвет и расположение проводов по электрическим схемам). При соединении контактов должен раздаться щелчок приводной муфты. Если щелчка муфты не раздалось, отсоедините от компрессора ее разъем и убедитесь в подаче на него напряжения от аккумулятора. Убедитесь в неразрывности контура заземления муфты компрессора, подключенного к черному контактному выводу разъема. Если не происходит срабатывания муфты, и при этом силовой и заземляющий контуры цепи являются исправными, значит, неисправность кроется непосредственно в муфте компрессора.
16. Если при включении системы не происходит срабатывания муфты компрессора, при этом муфта, реле и контуры электроцепи являются исправными, и система полностью заправлена хладагентом, обратитесь на фирменную или другую специализированную станцию для проведения диагностирования электронного блока РСМ и исследования соответствующих электронных цепей.
17. Проведение более детального осмотра и более углубленного диагностирования лежат за пределами возможностей механика-автолюбителя.
Заправка хладагентом
Предостережение: при перезарядке или замене элементов следует использовать хладагент, масло и уплотните ли, соответствующие марке R-134a. Сальники и компрессорное масло, используемые в комплексе с обычным хладагентом R-12, несовместимы с описываемыми системами кондиционирования.
18. Приобретите в автомагазине соответствующий комплект для заправки системы хладагентом R-134a (см. иллюстрацию). Комплект состоит из 400-граммовой банки с хладагентом R-134a, резьбового штуцера и короткого шланга, который подсоединяется к резьбовому штуцеру и сервисному клапану системы кондиционирования, расположенному в контуре низкого давления. Поскольку одной банки хладагента может оказаться недостаточно для полной заправки системы, неплохо было бы приобрести дополнительную банку.
13.18. Хладагент (имеется в свободной продаже в автомагазинах) заправляется в контур низкого давления при использовании простого
Предупреждение: запрещено заправлять в систему более двух банок хладагента.
19. Подсоедините комплект для заправки системы в соответствии с прилагаемыми к нему инструкциями.
Предупреждение: не подключайте комплект к контуру высокого давления. Штуцер комплекта может быть подключен только к контуру низкого давления.
20. Выкрутите вентиль штуцера, входящего в комплект, и привинтите штуцер на банку с хладагентом, предварительно убедившись в том, что уплотнительное кольцо или резиновая прокладка на резьбовой части штуцера не смещена со своего исходного местоположения.
Предупреждение: при работе с банками, в которых находится хладагент под высоким давлением, следует находиться в защитных очках или маске.
21. Снимите пылезащитный колпачок с соединителя сервисного клапана, расположенного в контуре низкого давления системы кондиционирования, и подсоедините к клапану быстроразъемный соединитель шланга, входящего в комплект (см. иллюстрацию).
13.21. Подсоедините комплект к низкого давления, расположенному на аккумуляторе маркировка
22. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и включите систему кондиционирования. Не допускайте попадания шланга в лопасти вентилятора или на другие подвижные элементы двигателя.
13.22. Выключатель контура низкого давления системы кондиционирования расположен на аккумуляторе. Если приводная муфта компрессора не включается при заправке системы, отсоедините разъем и закоротите контактные выводы (на жгуте проводки) соединительным проводом
Примечание 1: заправка хладагентом производится при работающем компрессоре. Если муфта находится на цикле отключения, переведите переключатель кондиционера в положение максимальной продуктивности и оставьте двери автомобиля открытыми, чтобы поддерживать муфту на цикле включения.
Примечание 2: если муфта компрессора не включается при заправке хладагентом, вытяните штекер выключателя контура низкого давления и закоротите контактные выводы разъема разогнутой скрепкой или шунтирующим проводом (см. иллюстрацию).
23. Вкрутите вентиль штуцера, чтобы проколоть его штырем мембрану банки с хладагентом, затем снова выкрутите вентиль, чтобы выпустить хладагент. При этом должно слышаться шипение выходящего газа. При заправке системы через контур низкого давления следует держать банку в вертикальном положении, периодически встряхивая ее. Следует производить заправку с перерывами, необходимыми для стабилизации температуры в системе.
Примечание: если обмотать банку полотенцем, смоченным горячей водой, что предотвратит обледенение банки, то процесс заправки ускорится.
24. Установите термометр на центральный дефлектор приборной панели и отслеживайте по нему температуру воздуха, подаваемого в салон. Если система полностью заряжена хладагентом, то термометр должен отображать около 5°С. Если температура окружающего воздуха чрезвычайно высокая (около 45°С), то воздух, поступающий из дефлектора, может также иметь сравнительно высокую температуру (примерно 16°С), но, как правило, из системы в салон подается воздух, который холоднее наружного примерно на 2-5°С.
25. Когда банка опустеет, закройте вентиль штуцера и отсоедините шланг от сервисного клапана контура низкого давления. Замените пылезащитный колпачок.
26. Отсоедините шланг от банки. Храните комплект с закрытым вентилем, что предотвратит случайное пробивание мембраны банки с хладагентом при следующей заправке.
Система отопления
27. Влага на коврике под отопителем, а также запах антифриза, распространяющийся из дефлекторов (или выходящий оттуда пар) являются признаками протекания теплообменника отопителя. В этом случае придется снять его (см. подраздел 12) и установить новый элемент (в большинстве специализированных мастерских не производится восстановление протекающих теплообменников отопителя).
28. Система отопления может работать неэффективно по следующим причинам.
- а) Термостат заклинил в открытом положении, что препятствует достаточному прогреванию охлаждающей жидкости, которая циркулирует в отопителе. Замените термостат (см. подраздел 3).
- b) Недостаточная проходимость шланга отопителя, что ограничивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Потрогайте оба шланга отопителя, входящие в перегородку моторного отсека. Они должны быть горячими. Если один из шлангов не нагревается, значит, ограничена проходимость шланга или отопителя, либо закрыт кран отопителя. Отсоедините шланги и промойте отопитель, направив в него обратный поток воды из поливочного шланга. Если отопитель не засорен, но циркуляция не происходит должным образом, снимите шланги и промойте их потоком чистой воды.
- с) Если проходимость отопителя снижена, и данная проблема не решается в ходе промывки, следует произвести замену теплообменника (см. подраздел 12).
Устранение характерного неприятного запаха из системы кондиционирования
29. Образование неприятного запаха в воздуховодах системы кондиционирования является следствием роста грибка на поверхности испарителя. Теплая и влажная среда является идеальной для роста плесени.
30. Доступ к испарителю на большинстве моделей весьма затруднен. На станциях техобслуживания и ремонта предусмотрена длительная и дорогостоящая процедура устранения грибка, в ходе которого вскрывается кожух испарителя и осуществляется полное удаление плесени с помощью мощных химических средств. Можно самостоятельно устранить плесень из системы кондиционирования, но для этого потребуются специальные химические средства, которые намного мощнее обычных бытовых моющих средств и дезодорантов.
31. В автомагазинах имеется широкий выбор аэрозольных средств для дезинфекции автомобильных систем кондиционирования, однако следует учесть, что цена и эффективность средства находятся в прямой зависимости. Процедуру следует начать с запуска системы кондиционирования на десять минут в режиме рециркуляции («RECIRC») на высшей скорости вентилятора. Также следует установить максимальную температуру кондиционирования, чтобы высушить систему, и отсоединить разъем муфты, чтобы компрессор не отключился в ходе процедуры (см. подраздел 15).
32. Дезинфицирующее средство, как правило, поставляется в аэрозоле с длинным шлангом. Снимите нижнюю облицовку панели приборов, расположенную со стороны пассажира, затем снимите небольшую сервисную крышку, расположенную на кожухе узла HVAC (отопителя/кондиционера). Введите наконечник в отверстие и переместите его влево, к теплообменнику испарителя, и произведите распыление средства в соответствии с сопроводительными инструкциями (см. иллюстрацию). Попытайтесь нанести средство на всю поверхность испарителя, направляя струю из аэрозоля вверх, вниз и в стороны. Длительность распылений и интервалы между ними должны соответствовать инструкциям производителя дезинфицирующего средства.
13.32 Распылите антисептик на теплообменник испарителя. Накройте коврик в области распыления полиэтиленовой пленкой или тканевой подстилкой
33. После очистки испарителя лучшей профилактикой появления плесени является периодическая проверка проходимости сливной трубки (см. иллюстрацию 13.1).
Автоматическая система отопления/ кондиционирования
34. На некоторых описываемых автомобилях в качестве опции применяется автоматическая система контроля климата. Данная система имеет отдельный блок управления, куда поступают импульсы от различных датчиков систем отопления и кондиционирования. Как и в системе управления двигателя, в данной системе также имеется функция самодиагностирования, что позволяет определять причины возможных неполадок. Ремонт элементов и восстановление работоспособности автоматической системы контроля климата лежит за рамками возможностей механика-автолюбителя. При возникновении неполадок следует обратиться на фирменную или специализированную станцию.