Катализатор состоит из керамического корпуса с ячейками, которые покрыты слоем. На активном (рабочем) слое находятся соли благородных металлов, которые содействуют процессу преобразования. В корпусе (1) катализатор крепится изолирующими защитными матами (2), которые, кроме всего прочего, компенсируют тепловое расширение.
Бензиновые двигатели
Благодаря электронной системе впрыска топлива и лямбда-зонду количество топлива для сгорания в цилиндрах точно дозируется, чтобы катализатор мог эффективно уменьшать концентрацию вредных веществ. Лямбда-зонд находится в выхлопной трубе перед катализатором и его обтекает поток выхлопных газов. Лямбда-зонд — это электрический датчик, который измеряет концентрацию кислорода в выхлопных газах и выдает эту информацию в виде колебаний напряжения, осуществляя обратную связь по коррекции состава топливо воздушной смеси. За доли секунды лямбда-зонд передает соответствующий сигнал к блоку управления системой впрыска топлива, и благодаря этому соотношение воздух-топливо постоянно изменяется. С одной стороны, это необходимо, так как условия работы двигателя постоянно меняются (холостой ход, полная нагрузка), а с другой стороны оптимальное дожигание в катализаторе происходит только тогда, когда в выхлопных газах имеется еще достаточное количество бензина.
Чтобы при температурах от 300 до 800°С в катализаторе вообще могло происходить дожигание, в топливовоздушной смеси должно быть больше топлива, чем это нужно для «чистого» сгорания.
Используемый катализатор относится к так называемым трехступенчатым катализаторам. Это значит, что у такого катализатора благодаря лямбда-регулированию одновременно происходят окисление моноокиси углерода (СО) и углеводородов (НС или СН), а также уменьшение концентрации окислов азота (NOx).
Дизельный двигатель
На дизельном двигателе катализатор также устанавливается серийно. В случае дизеля коррекция состава невозможна. Катализатор уменьшает, однако, концентрацию токсичных моноокиси углерода и углеводородов до уровня, который гораздо ниже, чем у бензиновых двигателей с регулируемым катализатором. Кроме этого, уменьшается характерный шум от работы дизеля. Более высокая концентрация окислов азота в выхлопных газах дизеля поддерживается на низком уровне благодаря дополнительной системе рециркуляции выхлопных газов.