Второй год подряд в тройке лидеров модели одних и тех же марок. Правда, серебро сейчас у Lacetti вместо прошлогоднего Ланоса. А Logan опустился со второго места на третье.
В России подняли цены на иномарки. Местные представительства отказываются от части импорта: Skoda что-то вычеркнула из модельного ряда, Сitroen перестал принимать заказы на малолитражку C2... Потребителю плохо — да. Но плохо ли фирмам-производителям? Итоги 2008 года неоднозначны.
Ассоциация европейского бизнеса (AEB) провела свое регулярное исследование и выяснила, что в 2008 году продажи автомобилей иностранных брендов (в том числе и отечественного производства) в России выросли. В среднем на 26% по сравнению с 2007-м. Тогда наши граждане купили 1 645 130 иномарок, а в прошлом году — 2 080 818.
Хитрая штука статистика: самый успешный бренд в самом тяжелом декабре — Volkswagen commercial vehicles (коммерческие автомобили). В тройке рекордсменов по итогам месяца — Honda и Jeep. Такое ощущение, что Россия — это остров.
Казалось бы, что может быть плохого в такой прибавке? Но хоть продажи и растут, темпы этого подъема падают. Вот такая экономическая коллизия. В 2006-м народ купил на 74% больше, чем в 2005-м. В 2007-м на 54% больше, чем в 2006-м. И что такое рядом с этими цифрами прошлогодние 26% — рост или провал?
Декабрьская статистика — однозначная яма. В последнем месяце 2008 года производители сбыли на 10% меньше машин, чем в декабре 2007-го. Аналитики убеждены: шансов вернуться на прежний уровень почти нет. О стремительном расширении рынка теперь можно забыть.
Декабрьский аутсайдер — Ford Fusion. Перед Новым годом продажи этой модели упали на 67%. Самая кредитная машина? Но в абсолюте у Фьюжна — десятое место.
А коли до нас докатится общеевропейское уныние... В Старом Свете стали продавать в среднем на 7,5% меньше автомобилей. В Испании в 2008 году реализовано на 50% меньше машин. В Великобритании — 20-процентное падение. А хуже всех дела у исландских дилеров — эти за целый год продали всего 46 автомобилей. Островной рынок сжался в двадцать раз.
Но хватит о грустном. Есть в России все-таки автопроизводители, которым пока жить хорошо. Это те, кто успел заключить соглашения о промсборке и выстроить у нас свои заводы. Производимые на них «отечественные иномарки» в 2008-м расхватывались как горячие пирожки. Первое место занял Ford Focus: россияне купили 93 тысячи таких машин. Chevrolet Lacetti отстает от него на десять тысяч, Renault Logan — на двадцать. На тридцать тысяч хуже лидера продавался Hyundai Accent.
Благодаря кроссоверу CR-V, вышедшему на рынок в конце 2007 года, Honda показала неплохой результат. Но склады, по словам представительства, забиты непроданными Сивиками и Аккордами — машинами, которые традиционно покупают в кредит.
И только на пятое место среди хитов-2008 затесалась машина, собираемая за рубежом. Это Toyota Сorolla, которая за год стала популярнее аж на 64%. Просто 2008-й — ее первый полноценный сезон продаж — хотя и неполный. Впрочем, ей далеко до прорыва Хонды CR-V — любовь россиян к этой модели в 2008 году подскочила сразу на 257%. Благодарить за это надо топовую версию кроссовера с двигателем 2.4, которая появилась на рынке в самом конце 2007-го. До этого в Россию поставлялась только модель с двухлитровым мотором и тканевым салоном — она ажиотажным спросом не пользовалась.
У кого-то прибавка, у кого-то потери… И только ледяные шведы из Volvo по итогам 2008 года демонстрируют в России круглый 0%: ни роста у них, ни падения.
Ассоциация европейского бизнеса решила умолчать о моделях-аутсайдерах, но марки и концерны, которым особенно не везло в прошлом году, названы. Самым невезучим оказался бренд Alfa Romeo: по всей России был продан лишь 321 автомобиль — 60-процентное падение. Чуть-чуть не догнали итальянцев китайцы из Сhery — минус 58%. Однако в натуральном выражении это не так безнадежно — 15 728 автомобилей.
Тройку неудачников замыкает Porsсhe — 14-процентная потеря по отношению к 2007 году. Кстати, в 2007-м все три марки-лузера демонстрировали рост, Альфа — так вообще поднялась на 1396%. Но вкусы покупателей тут ни при чем. Такая раскачка говорит только о непродуманной маркетинговой политике бренда.
Бренд Alfa Romeo проиграл из-за ошибок при выводе на рынок 159-й модели. Рекламную кампанию начали только через девять месяцев после официального начала продаж в 2007 году. Потенциальные клиенты просто не знали о новом автомобиле...
Лидером по росту продаж в 2008 году стал SEAT — 780% прибавки. С 248 до 2182 автомобилей. Это вполне логичный показатель для марки, вышедшей на рынок два года назад. По той же схеме Honda реализовала на 131% машин больше благодаря CR-V, а FIAT на 118% за счет запуска малыша «пятисотого» и активного продвижения реструктурированной компанией Sollers (экс-«Северсталь-Авто») старых моделей.
В командном зачете концернов в России побеждает General Motors. По всем маркам детройтского гиганта, кроме упавшего на 12% Хаммера, наблюдается увеличение продаж. В общей сложности GM передал нашим согражданам почти 338 тысяч машин. Серебряному призеру, Форду, с 207 тысячами победителя не догнать. Зато самому Форду на пятки наступает бронзовая медалистка Toyota, реализовавшая 204 тысячи машин.
Opel Corsa, поначалу поднявшая продажи на 72%, в декабре потеряла 11%. А все из-за появления в 2008 году новых конкурентов: Мазды 2 и Фиесты.
А что дальше? Аналитики делают прогнозы, опираясь на данные о декабрьских продажах. Удача отвернулась почти от всех иностранных брендов — спрос сократился в среднем на десять процентов. И грядет дальнейшее падение. Радужные перспективы пока только у Фольксвагена в целом, Фиата, BMW да у концерна PSA Peugeot Citroen. Судьба остальных будет зависеть от того, что компании сделают для российского клиента, как убедят приобретать именно их автомобили.
25 наиболее продаваемых иностранных моделей в России в 2008 г.
(по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, включая местно-произведенные и легковой коммерческий транспорт) | ||||
Модель | 2008 | 2007 | % | |
---|---|---|---|---|
1 | Ford Focus | 93 496 | 97 060 | -4% |
2 | Chevrolet Lacetti | 81 656 | 40 627 | 101% |
3 | Renault Logan | 74 300 | 67 844 | 10% |
4 | Hyundai Accent | 66 378 | 53 616 | 24% |
5 | Toyota Corolla | 63 986 | 38 942 | 64% |
6 | Mitsubishi Lancer | 56 900 | 20 558 | 177% |
7 | Daewoo Nexia | 50 814 | 49 044 | 4% |
8 | Chevrolet Lanos | 49 284 | 57 902 | -15% |
9 | Chevrolet Niva | 47 486 | 47 748 | -1% |
10 | Ford Fusion | 45 752 | 43 362 | 6% |
11 | Daewoo Matiz | 44 696 | 42 258 | 6% |
12 | Opel Astra | 42 259 | 29 178 | 45% |
13 | Mazda3 | 39 144 | 29 547 | 32% |
14 | Hyundai Getz | 37 886 | 26 980 | 40% |
15 | Kia Spectra | 36 997 | 32 880 | 13% |
16 | Honda Civic | 35 728 | 14 880 | 140% |
17 | Chevrolet Aveo | 34 362 | 26 265 | 31% |
18 | Nissan Qashqai | 31 945 | 17 414 | 83% |
19 | Honda CR-V | 30 736 | 8606 | 257% |
20 | Opel Corsa | 29 358 | 17 025 | 72% |
21 | Toyota Camry | 28 029 | 26 358 | 6% |
22 | Skoda Octavia | 27 492 | 15 580 | 76% |
23 | Kia Cee’d | 25 040 | 12 239 | 105% |
24 | Nissan New X-Trail | 24 520 | 9850 | 149% |
25 | Nissan Almera | 237 08 | 28192 | -16% |
Продажи иностранных марок в России в 2008 г.
(по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, включая местно-произведенные и легковой коммерческий транспорт) | ||||
2008 | 2007 | % | Декабрь 2008 | |
---|---|---|---|---|
Chevrolet | 235 466 | 190 553 | 24% | -6% |
Hyundai | 192 719 | 147 843 | 30% | -45% |
Toyota | 189 966 | 145 478 | 31% | 7% |
Ford | 186 828 | 175 793 | 6% | -15% |
Nissan | 146 547 | 116 498 | 26% | -6% |
Mitsubishi | 111 567 | 100 609 | 11% | -31% |
Renault | 108 070 | 101 166 | 7% | -24% |
Opel | 98 800 | 66 329 | 49% | -14% |
Daewoo | 95 510 | 91 302 | 5% | -57% |
Honda | 89 152 | 38 631 | 131% | 113% |
KIA | 88 152 | 78 616 | 12% | -41% |
Mazda | 73 271 | 50 592 | 45% | -52% |
Skoda | 50 733 | 27 535 | 84% | 84% |
VW | 50 523 | 31 991 | 58% | 57% |
Peugeot | 48 085 | 24 951 | 93% | 84% |
Suzuki | 38 314 | 28 597 | 34% | -17% |
FIAT | 33 329 | 15 310 | 118% | 91% |
Subaru | 21 780 | 15 553 | 40% | 7% |
Volvo | 21 041 | 21 077 | 0% | -23% |
Land Rover | 20 433 | 12 606 | 62% | 43% |
BMW | 18 383 | 14 008 | 31% | 33% |
Ssang Yong | 17 837 | 11 277 | 58% | 6% |
Audi | 17 076 | 15 313 | 12% | -4% |
Mercedes-Benz | 16 764 | 15 330 | 9% | -8% |
Chery | 15 728 | 37 120 | -58% | -83% |
Lexus | 14 796 | 13 148 | 13% | 61% |
Citroen | 12 245 | 11 206 | 9% | 80% |
Volkswagen commercial vehicles | 10 501 | 5905 | 78% | 154% |
Great Wall | 8324 | 6238 | 33% | -54% |
Infiniti | 7793 | 5540 | 41% | 34% |
BYD | 5341 | 2566 | 108% | 14% |
Lifan | 4755 | - | - | - |
Dodge | 4473 | 2581 | 73% | 29% |
Geely | 3780 | - | - | - |
Mercedes-Benz vans | 3063 | 2675 | 15% | 8% |
Jeep | 2901 | 1890 | 53% | 104% |
SEAT | 2182 | 248 | 780% | 50% |
IKCO | 2007 | 4771 | -58% | - |
Porsche | 1940 | 2249 | -14% | -62% |
Jaguar | 1689 | 1135 | 49% | 22% |
FAW commercial vehicles | 1643 | 2989 | -45% | -87% |
Cadillac | 1596 | 1485 | 7% | -57% |
Chrysler | 1425 | 1165 | 22% | 38% |
SAAB | 1269 | 757 | 68% | 15% |
MINI | 853 | 678 | 26% | -24% |
Hummer | 679 | 772 | -12% | -27% |
Brilliance | 530 | - | - | - |
Hafei (продажи остановлены) | 512 | 2246 | - | - |
Alfa Romeo | 321 | 808 | -60% | -27% |
Isuzu | 126 | - | - | - |
Всего | 2 080 818 | 1 645 130 | 26% | -10% |
Источник: drive.ru