Многие видели, как плавится припой паяльником, и знают, что при нагревании он растекается, как вода. Как же припой удерживается на вертикальной поверхности и не стекает на пол?
Ответ заключается в свойствах свинца и олова. Олово имеет температуру плавления 232°С, а свинец - 377°С. При смешивании этих двух металлов температура плавления полученного сплава становится значительно ниже, чем у свинца, а кузовной припой, имеющий в своем составе 30% олова и 70% свинца, при нагревании до температуры 180°С становиться пластичным (похожим на замазку) и остается в этом состоянии вплоть до температуры 260°С, при которой он превращается в жидкость.
Это означает, что кузовной припой может намазываться на поверхность, как масло, если его температуру поддерживать в заданном диапазоне.
Где применять кузовной припой
Нет сомнения в том, что кузовной припой во многих отношениях превосходит пластмассовые наполнители, хотя его преимущества часто переоценивают. Пластмассовый наполнитель приобрел плохую репутацию по парадоксальной причине - потому что он слишком хороший. Он может быть использован на любой поверхности, поэтому часто используется для ремонта проржавевших поверхностей, которые, конечно, не будут долго держаться. Кузовной припой нельзя использовать таким образом. Когда пластмассовый наполнитель используется при работе с неповрежденным металлом, он имеет отличные качества. Конечно, имеет смысл использовать кузовной припой, но только в тех местах, где его применение будет наиболее эффективным. Соединение двух панелей - одно из идеальных мест в этом смысле, поскольку припой будет затекать в место соединения и усиливать его, и, что еще более важно, будет предохранять это место от ржавчины. Другим подходящим местом для применения припоя является поверхность, где сталь покрыта ржавчиной без сквозного повреждения. Здесь сначала удаляется ржавчина, затем очищенное место заполняется припоем. Третьим подходящим местом для использования этого материала является угол капота либо любой другой выдающейся части. Это место тщательно очищается от ржавчины, и на этот раз большое количество припоя используется в одной точке.
Как уже неоднократно отмечалось, стальная поверхность должна быть тщательно очищена перед пайкой. Это нужно делать потому, что припой не пристанет к стали до тех пор, пока она не будет химически и физически чистой. Одной из сильных сторон припоя является то, что он химически соединяется с обрабатываемой поверхностью, в то время как пластмасса лишь приклеивается к ней. Если на поверхности остается какое-либо загрязнение, то оно образует барьер, который препятствует процессу соединения.
Как работать с кузовным припоем
Рис. 23. Слева изображено несколько пластин вышеописанного припоя, рядом находится баночка с припойной краской и кисточкой, а справа - лопатка из нержавеющей стали, используемая для нанесения припоя
Рис. 24. Это идеальная поверхность для использования кузовного припоя. В данном случае крыло отремонтировано при использовании трех отдельных секций. Одна из них является заменителем арочной панели колеса, другие завершают переднюю и заднюю части крыла. Каждая панель присоединена к другим так, что существует небольшое перекрытие, и панели лежат ребром друг к другу. Они хорошо подогнаны, но их соединения будут подвергаться коррозии до тех пор, пока не будут предприняты соответствующие меры
Рис. 25. Перед применением кузовного припоя необходимо тщательно очистить место соединения от краски и других защитных покрытий при помощи пескоструйного аппарата, работающего от стандартного компрессора. При выполнении этой операции удаляется вся краска внутри соединения, а также вся ржавчина. Если вы не имеете возможности воспользоваться пескоструйным аппаратом, не пожалейте времени для тщательной очистки рабочей поверхности от ржавчины; в противном случае припой не "возьмется"
Рис.26. Краска вокруг места соединения (примерно 2 см от шва) счищается при помощи ручной шлифовальной машинки. Ее также можно удалить при помощи нагревания. Покрытие нагревается до тех пор, пока оно не начнет сворачиваться, затем отслоившаяся краска удаляется скребком. Для нагрева можно использовать "мягкое" пламя газовой горелки. Довольно часто, когда металл имеет дефекты, такие как выемки, рябь и т.д., очень тяжело удалить краску или ржавчину. В этом случае следует использовать шлифовальную машинку с абразивными дисками
Рис. 27. Перед пайкой поверхность должна быть залужена, т.е. на ней создан тонкий слой припоя. Сталь не лудится так хорошо, как, к примеру, медь, поэтому процесс лужения должен выполняться весьма тщательно. Обычный способ лужения начинается с покрытия поверхности флюсом, который необходим для того, чтобы остановить процесс окисления стали (сталь чернеет). Флюс плавится при более низкой температуре, чем припой, и, растекаясь по поверхности, предохраняет ее от воздействия воздуха на время, достаточное для того, чтобы припой растекся по стали и соединился с ней. На рисунке показано использование припойной краски, которую можно применить в качестве альтернативы флюсу и припою. Она представляет собой флюс, в котором припой, перемолотый в порошок, находится во взвешенном состоянии. Перед употреблением такую краску следует тщательно размешивать, так как припой оседает на дне банки. Затем припойную краску следует нанести на обрабатываемую поверхность толстым слоем
Рис. 28. Следующим шагом будет воздействие пламенем на нанесенную краску; при этом припой плавится и растекается по поверхности стали. Точка плавления отчетливо видна, поскольку тускло-серый цвет припойной краски при этом сменяется серебристым блеском расплавленного припоя. Обычная ошибка при выполнении этой работы, особенно у тех, кто выполняет ее первый раз, состоит в подаче слишком большого количества теплоты в течение слишком короткого времени. Если металл перегревается, происходит быстрое испарение флюса с поверхности, и поверхность окисляется (чернеет) еще до того, как расплавляется припой. Если вы собираетесь использовать газовую горелку, выберите средний размер сопла, установите "мягкое" пламя (немного перекройте кислород) и осторожно поднесите его на нужное расстояние, но не такое близкое, как при сварке
Рис. 29. Как бы тщательно вы не старались очистить металл, на его поверхности все равно останутся загрязнения. Поэтому здесь как раз будет полезным то, что флюс наряду со способностью предохранять металл от окисления обладает еще и очистительными свойствами. После выполнения работ на поверхности остается небольшое количество "отходов" черноватого цвета, оставшихся от применения флюса. Эти загрязнения должны быть тщательно удалены с поверхности перед применением дополнительного количества кузовного припоя. Флюс не является водостойким, поэтому он легко удаляется тряпкой, смоченной в воде
Рис. 30. Нагрейте участок поверхности размером примерно с игральную карту при помощи паяльной лампы. Одновременно, держа в другой руке припой, поднесите его к концу пламени, чтобы он достаточно разогрелся, но не расплавился. Через 1-2 минуты, когда панель разогреется до нужной температуры, попробуйте приложить припой к месту соединения. Если все готово, он расплавится до воскообразного состояния и приклеится к залуженной стальной поверхности. Теперь нужно распределить припой вдоль поверхности соединения с небольшими регулярными интервалами. При этом даже не думайте о сглаживании поверхности: все, что от вас сейчас требуется -это нагреть припой до размягчения (в пределах 180-260°С) и распределить его по обрабатываемой поверхности
Рис. 31. На этой стадии производится процесс сглаживания припоя. На время выполнения (включая подготовительную стадию) следует подложить стальную пластинку на пол под то место, где производятся работы. Вы можете потратить много припоя, если не имеете опыта выполнения подобных работ. После окончания работ можно собрать застывшие капли припоя и сохранить их. Когда таких слитков соберется достаточное количество, сделайте из стали прямоугольную формочку, сложите слитки в жестяную банку и нагрейте дно банки при помощи бутановой горелки с очень "мягким" пламенем. Когда припой расплавится, вылейте его в формочку. Лопатка, применяемая для работы с припоем, должна быть сделана из нержавеющей стали. Теоретически температурный диапазон, при котором припой находится в размягченном состоянии, кажется достаточно широким, но на практике, когда вы держите горелку, он кажется узким. Нагрейте кусок припоя и держите рядом с ним лопатку. Периодически убирайте пламя и нажимайте на припой лопаткой, проверяя его состояние. Однако, если нагревать припой слишком долго, он расплавится и превратится в лужицу металла на полу. Не расстраивайтесь, если у вас сначала не получается гладкая поверхность. Не опережайте события, и даже если поверхность слегка выдается наружу, на данной стадии этого для вас вполне достаточно
Рис. 32. Место соединения, обработанное припоем, сглаживается при помощи напильника (используется незасоряющийся напильник). Припой снимается легко, особенно если использовать новый напильник, потому что припой намного мягче окружающей его стали. Никогда не следует обрабатывать поверхность с припоем при помощи ручных шлифовальных машинок. Свинец при этом превращается в пыль, которая при попадании в легкие может вызвать тяжелые последствия. Обработка при помощи напильника должна осуществляться под всеми углами, начиная с внешних сторон и далее внутрь. Совершайте длинные гладкие движения напильником при достаточном усилии, чтобы исключить его проскальзывание по поверхности без касания. Окончательное сглаживание производится при помощи наждачной бумаги
Если вы обнаружите, что в слое припоя имеются углубления ниже поверхности, можно поступить следующим образом. Вы можете рискнуть и поступить так, как поступают профессионалы: добавить еще немного припоя. Другой способ состоит в том, что заполнить эти углубления пластмассовым кузовным наполнителем или же покрыть припой слоем целлюлозной грунтовки, хотя в действительности она хуже пластмассового наполнителя и не имеет никаких реальных преимуществ.
При применении кузовного припоя на больших плоских поверхностях, таких как дверная панель, легко вызвать тепловое искривление поверхности, особенно если обрабатывается большая площадь. Вы можете предупредить искривления, если будете обрабатывать за один раз небольшие поверхности и каждый раз охлаждать обработанную поверхность мокрой тряпкой, имея для этого под рукой ведро с холодной водой. Такие действия ограничивают распространение теплоты по панели и осаждают нагретую область вниз, к ее первоначальной форме, если она не слишком сильно расширилась.
Внимание! При использовании кузовного припоя следует принимать соответствующие меры предосторожности, так как он опасен для здоровья. Во время работы напильником и при выполнении сглаживания нужно обязательно надевать лицевую маску и перчатки.
Пайка алюминия
Алюминий можно паять, используя обычный припой, но его поверхность должна быть подготовлена совершенно иным способом. Нужно приобрести специальный припой, который используется при лужении алюминия. Поверхность алюминия сначала тщательно очищается обычным способом, затем залуживается при помощи специального припоя. Затем необходимо произвести следующие действия. Пока припой находится в расплавленном состоянии, с помощью острых инструментов, таких как скребок, сильно скребите по всей области, доставая до поверхности алюминия. Этими действиями вы удаляете верхний слой алюминия, а припой не дает воздуху возможности окислить образовавшийся слой. С этого момента процесс пайки алюминия точно такой же, как и при пайке стали, и материалы используются те же.
Использование кузовного наполнителя на основе металла
Кузовной наполнитель на основе металла является современной альтернативой кузовному припою. Он используется таким же способом, как и обычный пластмассовый наполнитель, и гораздо легче в применении, чем припой. Порошковый алюминий, который содержится в этом наполнителе, делает его гораздо крепче пластмассового наполнителя и обеспечивает более надежный ремонт. Кроме того, он не обладает пористой структурой. Основная мера безопасности при его использовании состоит в том, чтобы не вдыхать пыль при сглаживании поверхности.
Рис. 33. Наполнитель на основе металла смешивается с затвердителем точно таким же способом, как и пластмассовый наполнитель, хотя и имеет более плотную консистенцию