Бортовой автомобиль-тягач ЗИЛ-433100
Кузов этого автомобиля и некоторых других может быть металлическим или деревянным. Он состоит из платформы 2 и бортов 1, 3, 5 (рис. 18.1). На автомобиле ЗИЛ-433100 устанавливается каркас с тентом.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218819.jpg)
Рис. 18.1. Кузов автомобиля: 1 - передний борт; 2 - платформа; 3 - боковые борта; 4 - цепь стойки борта; 5 - задний борт; 6 - петля навески борта; 7 - брусья основания; 8 - шпингалет запора; 9 - брызговик; 10 - кронштейн стойки бокового борта; 11 - стойка, соединяющая боковые борта кузова; 12 - инструментальный ящик; 13 - рама автомобиля
Основание платформы выполнено в виде металлического каркаса. Металлические борта представляют собой профилированные панели, изготовленные из листовой стали и приваренные к жестким металлическим каркасам. Боковые и задние борта откидные. Высокий передний борт прикреплен к основанию платформы. В основании, боковых стойках и переднем борту платформы имеются гнезда для установки каркаса тента. На поперечных балках каркаса основания закреплены болтами и хомутами два продольных деревянных бруса, которые вместе с основанием крепятся к лонжеронам рамы хомутами. Настил пола деревянный, щитовой.
На автомобилях КамАЗ типа 6x4 применяют два типа платформ, собранных из унифицированных элементов и отличающихся главным образом длиной платформы.
Автобус вагонного типа (ПАЗ-3205)
Кузов представляет собой несущую цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из шести предварительно собранных узлов: основания, левой и правой боковин, передней части, задней части и крыши.
Основание кузова состоит из двух продольных элементов (лонжеронов) П-образного сечения, соединенных между собой поперечинами. К внешним стенкам лонжеронов приварены консоли для соединения со стойками боковин; лонжероны в зоне заднего моста и в передней части закрыты усилителями. Для крепления кронштейнов рессор к лонжеронам приварены специальные надстройки.
Боковины кузова состоят из продольных поясов и вертикальных стоек, изготовленных из труб прямоугольного сечения и облицованных с наружной стороны стальным листом.
Передняя и задняя части кузова имеют каркас, выполненный из штампованных профилей и соединенных между собой сваркой. Проемы ветрового и заднего окон образованы штампованными наружными и внутренними панелями, сваренными между собой. В передней части кузова расположена крышка отсека двигателя. Крышка открывается вверх и фиксируется в открытом положении упорами или фиксатором, расположенным в петле. В задней стенке кузова имеется люк с крышкой. Крышка открывается вверх и удерживается фиксатором.
Каркас крыши кузова сварен из труб прямоугольного сечения. Снаружи к каркасу контактной сваркой приварены панели из стального листа. В крыше имеются вентиляционные люки, закрываемые крышками. Средний люк является запасным выходом при авариях.
Внутри кузов обшит окрашенными древесно-волокнистыми плитами. Передняя и задняя внутренние части кузова имеют стальные панели. Внутренняя обшивка крепится через алюминиевые штапики самонарезающимися винтами или заклепками односторонней клепки.
Пол автобуса выполнен из бакелитизированной фанеры толщиной 10...12 мм, закрепленной на основании винтами и закрытой автолином.
Каркас капота двигателя изготовлен из штампованных профилей и приварен к кузову. Задней стенкой капота служит поперечный воздуховод отопления, также приваренный к каркасу кузова.
Подвижный капот состоит из двух частей, соединенных между собой петлей, и крепится к каркасу винтами. Между внутренними и наружными панелями капота заложен шумоизоляционный материал. Снизу капот фиксируется застежкой.
Кузов имеет три двери. У некоторых автобусов одна дверь предназначается для пассажиров, одна — для водителя и одна — запасная. В другом варианте кузов имеет две двери для пассажиров и одну для водителя.
Окна автобуса выполнены из безосколочного трехслойного полированного стекла.