Автомобиль ГАЗ-31029 «Волга»
Автомобиль оборудован двумя рядами мягких удобных сидений для пяти пассажиров, включая водителя.
Переднее — раздельное для водителя и пассажира (рис. 18.5). Подушка и спинка передних сидений ковшевого типа, что облегчает управление автомобилем на крутых поворотах, удерживая водителя и пассажиров от скатывания в сторону. Передние сиденья имеют регулируемые по высоте и углу наклона подголовники 2.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218823.jpg)
Рис. 18.5. Переднее сиденье ГАЗ-31029 «Волга»: 1 - регулировочные гайки; 2 - подголовник; 3 - ручка наклона спинки; 4 - регулировочное отверстие; 5 - болт; 6 - блокирующая ручка
Изменение высоты сиденья обеспечивается механизмом высотной регулировки, позволяющим изменять высоту сидений от пола кузова в пределах 15 мм. Кроме того, конструкция механизма высотной регулировки позволяет в случае надобности изменять угол наклона сидений в диапазоне ±3° от их горизонтального положения. Регулировка высоты передних опор производится гайками 1, а задних — перестановкой болта 5 в отверстие 4. Необходимый угол наклона сиденья задается различной высотой передних опор относительно задних.
Изменение продольного положения передних сидений обеспечивается салазками, имеющими девять фиксированных положений. Общий ход салазок 180 мм. Для перемещения передних сидений нужно повернуть ручку 6, передвинуть сиденье в удобное положение и опустить ручку.
Автомобили ВАЗ-1111 и -11113
Передние сиденья состоят из основания подушки со спинкой. Спинка опирается на основание спинки. Для удобства водителя и пассажира сиденья могут передвигаться по салазкам. Удерживаются сиденья в определенном положении на салазках защелкой, управляемой рукояткой. Наклон спинки сиденья изменяется при помощи специального устройства с помощью рукояток. Сиденье и спинка опираются на плоские пружины в основаниях спинки и подушки. Подголовники устанавливаются в направляющие.
Автомобиль ГАЗ-4301
Сиденье водителя снабжено подвеской, состоящей из гидравлического амортизатора и цилиндрической пружины, натяжение которой регулируется в диапазоне четырех весовых категорий, соответствующих массе водителя 60, 75, 85 и 100 кг. Изменение положения по высоте регулируется механизмом высотной регулировки винтового типа.
Автомобиль ЗИЛ-433100. Сиденье водителя (рис. 18.6) имеет механизм подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водителя. Зная свой вес, водитель поворотом рукоятки 5 при соответствующем положении переключателя 6 должен установить указатель 4 против метки на шкале, соответствующей его весу.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218824.jpg)
Рис. 18.6. Сиденье водителя ЗИЛ-433100: 1 - рукоятка регулировки угла наклона спинки сиденья; 2 - кулачок наклона подушки; 3 - рукоятка регулировки угла наклона подушки; 4 - указатель шкалы веса водителя; 5 - рукоятка регулировки жесткости сиденья; 6 - переключатель храповика; 7 - резиновый буфер; 8 - рукоятка продольного перемещения сиденья
Если ослабить рукоятку 8, сиденье можно передвинуть по длине. Рукояткой 3 регулируется наклон подушки так, чтобы одна из граней кулачка 2 заняла горизонтальное положение. Для регулировки угла наклона спинки необходимо повернуть вверх рукоятку 1.
Автомобиль КамАЗ
Сиденье водителя (рис. 18.7) подрессоренное с гидравлическим амортизатором 4, монтируется на основании 9. Подушка сиденья 11 располагается на механизме подрессоривания 5, к которому подсоединены боковины 3 для спинки сиденья 2. Сиденье кронштейном 10 крепится к полу кабины. Продольное перемещение сиденья по направляющим механизма перемещения 7 осуществляется путем передвижения верхних направляющих, на которых крепится сиденье с механизмом подрессоривания. Для продольного перемещения необходимо отвести рукоятку привода стопорного механизма 8 и передвинуть сиденье в нужное положение. После освобождения рукоятки 1 сиденье зафиксируется в новом положении.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218825.jpg)
Рис. 18.7. Сиденье водителя автомобиля КамАЗ: 1 - рукоятка регулирования торсиона; 2 - спинка сиденья; 3 - боковина; 4 - амортизатор; 5 - механизм подрессоривания; 6 - пружина стопора механизма продольного перемещения; 7 - направляющая механизма продольного перемещения; 8 - рукоятка привода стопорного механизма перемещения сиденья; 9 - основание; 10 - кронштейн крепления; 11 - подушка сиденья
Жесткость сиденья определяется весом водителя и регулируется механизмом подрессоривания. Подрессоривание сиденья осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе. Один конец торсиона закреплен наглухо, а второй соединен с рычагом механизма регулировки торсиона. Закручиванием торсиона увеличивается жесткость подвески. Для изменения жесткости необходимо покачивать рукоятку 7 закрутки торсиона в ту или другую сторону, и в зависимости от положения знаков «+» и «—» на ручке закрутки изменяется жесткость сиденья.
Регулировка должна производиться под нагрузкой, на которую регулируется сиденье, до положения указателя, в котором его конец будет выступать за кромку боковины сиденья на 2...3 мм.