Принцип регулирования с помощью ABS тормозного момента в колесных тормозных механизмах основан на том, что во время блокирования колеса его угловая скорость резко уменьшается.
Процесс регулирования торможения колеса циклический. Это связано с инерционностью как самого колеса, так и тормозного привода, а также элементов ABS. Качество регулирования оценивается по тому, в каком диапазоне поддерживает ABS скольжение тормозящего колеса (этот диапазон зависит от частоты, с которой система может осуществлять рабочий цикл). Большая амплитуда значений коэффициента скольжения ухудшает комфортабельность при торможении (появляется "дергание" автомобиля), а элементы конструкции автомобиля в таком случае испытывают дополнительные нагрузки.
ABS должна:
- обеспечивать минимальный тормозной путь в соответствии с регламентированными нормами;
- не препятствовать плавному (без рывков) торможению;
- обладать адаптивностью, т.е. приспосабливаться к изменению внешних условий (например, изменению состояния поверхности дороги);
- не препятствовать торможению в случае своего выхода из строя;
- сигнализировать о своем выходе из строя и осуществлять диагностику возникших неисправностей;
- отвечать общим требованиям к элементам конструкции автомобиля (надежность, низкая стоимость и др.).
Независимо от конструкции, ABSвключает следующие элементы:
- датчики, дающие информацию об угловой скорости тормозящего колеса (или о замедлении тормозящего колеса, или о давлении рабочего тела в тормозном приводе в зависимости от алгоритма функционирования);
- блок управления (обычно электронный), который обрабатывает информацию, поступающую от датчик и дает команду исполнительным механизмам;
- исполнительные механизмы которые в зависимости от поступающей из блока управления команды уменьшают или удерживают на постоянном уровне давление в приводе колесных тормозов.
Датчики угловых скоростей обычно во всех ABS индуктивно-частотные (представляют собой, по сути, импульсные генераторы), состоящие из ротора в виде зубчатого диска или зубчатого (либо перфорированного) кольца из магнитного сплава, вращающегося вместе с колесом или элементами его ! привода, и катушки индуктивности, установленной неподвижно на некотором расстоянии от зубьев ротора (это расстояние часто называют воздушным зазором). При прохождении зубьев ротора мимо катушки в результате изменений ее электромагнитного поля создается напряжение переменного тока с частотой и амплитудой, прямо пропорциональными угловой скорости ротора (а значит, и колеса).
ABS автомобиля SWIFT "встроенная": элементы ABS являются дополнением к рабочей тормозной системе (описанная выше рабочая тормозная система включает в себя тормозные механизмы колес, главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, соединительные шланги и трубки, датчик аварийного уровня тормозной жидкости, контрольную лампу BRAKE) в виде специальных устройств - датчиков угловых скоростей колес, гидравлического блока, электронного блока управления тормозами, реле ABS, предохранителей, соединительной электропроводки (с разъемами), а также контрольной сигнальной лампы неисправности ABS с модулем управления этой лампой (см. рис. 6.44 а-в).
![](https://autoinstruction.ru/img/suzuki/154/410295.jpg)
Рис. 6.44 а. Антиблокировочная система (ABS) автомобиля. 1. Передние дисковые тормозные механизмы, 2. Клапан пропорциональное давления, 3. Задние барабанные тормозные механизмы, 4. Гидравлический блок ABS, 5. Вакуумный усилитель, 6. 4-канальный разъем.
![](https://autoinstruction.ru/img/suzuki/154/410296.jpg)
Рис. 6.44 б. Схема антиблокировочной системы (ABS) автомобиля. 1. Передний правый датчик частоты вращения колеса, 2. Включатель стоп-сигнала, 3. Электронный блок ABS, 4. Задний правый датчик частоты вращения колеса, 5. Диагностический разъем, 6. Диагностический разъем, 7. Задний левый датчик частоты вращения колеса, 8. Сигнальная лампа ABS, 9. Реле привода насоса ABS, 10. Бесперебойное реле (реле электромагнитного клапана), 11. Клапан пропорционального давления, 12. Передний левый датчик частоты вращения колеса, 13. Гидравлический блок ABS, 14. Датчик ускорения (только на полноприводных автомобилях).
![](https://autoinstruction.ru/img/suzuki/154/410297.jpg)
Рис. 6.44 в. Расположение элементов антиблокировочной системы (ABS). 1. В салоне. 2. В моторном отсеке. 1. Передний правый датчик частоты вращения колеса, 2. Включатель стоп-сигнала, 3. Диагностический разъем, 4. Сигнальная лампа ABS. 5. Задний правый датчик частоты вращения колеса, 6. Задний левый датчик частоты вращения колеса. 7. Диод, 8. Электронный блок A8S. 9. Ротор датчика частоты вращения колеса, 10. Бесперебойное реле ABS (реле электромагнитного клапана). 11. Диагностический разъем, 12. Реле привода насоса A8S. 13. Передний левый датчик частоты вращения колеса. 14. Гидравлический блок ABS. 15. Датчик ускорения (только на полноприводных автомобилях). 18. Блок предохранителей ABS