Конструкция стартера Nippondenso 128000-8321
1 - Втульчатый подшипник; 2 - Передняя крышка; 3 - Рычажная сборка; 4 - Тяговое реле (магнитный пускатель); 5 - Упорные элементы; 6 - Обгонная муфта; 7 - Редукторная сборка; 8 - Вал приводной шестерни; 9 - Приводная шестерня; 10 - Уплотнитель; 11 - Муфта; 12 - Стальной шарик; 13 - Якорь; 14 - Щеткодержатель; 15 - Подшипник; 16 - Задняя крышка; 17 - Сквозной болт
Снятие и установка
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
2. Снимите воздухоприемную камеру (см. Главу Системы питания и выпуска).
3. Отсоедините от стартера электропроводку (жгут и шина заземления).
4. Выверните крепежные болты и снимите стартер с купола трансмиссии.
5. Установка производится в обратном порядке. Затяните болты крепления стартера к трансмиссии с требуемым усилием (50 Нм).
Разборка и сборка
A - Клемма M; B - Клемма B; C - Клемма S
1. Ослабьте гайки крепления клеммы «M» тягового реле и рассоедините контактный разъем электропроводки.
A - Тяговое реле; B - Плунжер
2. Выверните крепежные болты и снимите тяговое реле со стартера в сборке с плунжером и плунжерной пружиной.
Внимание! На опорной поверхности пускателя может быть установлена шайба регулировки зазора шестерни, - постарайтесь не обронить ее!
A - Задняя крышка; B - Щеткодержатель
3. Выверните стяжные болты и винты крепления щеткодержателя, затем снимите заднюю крышку стартера и щеткодержатель.
4. Извлеките из статора якорь и муфту. Снимите установленный в торцевой части якорной сборки шарик, - постарайтесь не уронить его.
Внимание! Якорь имеет значительный вес! Перед снятием муфты пометьте ее положение относительно передней крышки!
A - Уплотнитель A; B - Планетарные шестерни; C - Пластина; D - Уплотнитель B
5. Снимите уплотнитель (A), три планетарных шестерни и пластину.
6. Снимите вала в сборе с обгонной муфтой, - постарайтесь запомнить установочное положение рычажной сборки.
A - Торцевой ключ; B - Кольцо; C - Вал; D - Упор
7. Снимите обгонную муфту с вала, для чего, слегка постукивая подходящим инструментом по упору, удалите его с кольца, затем извлеките стопорное кольцо, упор и снимите муфту с вала.
8. Сборка проводится в обратном порядке. Проследите, чтобы все компоненты были установлены на свои штатные места. Перечисленные ниже компоненты смажьте смазкой типа Esso Beacon 325 Shell Alvania Grease RA:
- a) Передний и задний подшипники;
- b) Шестерня вала якоря;
- c) Поверхность плунжера;
- d) Поверхность рычага;
- e) Пазы вала шестерни;
- f) Поверхность рычага и обгонной муфты;
- g) Шарик на торце вала якоря;
- h) Внутренние компоненты планетарной передачи.
- 9. Завершив сборку, удостоверьтесь в правильности функционирования стартера.
Проверка
Якорь
1. Проверьте коллектор на наличие признаков пригорания или ступенчатого износа. Незначительные дефекты могут быть устранены при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.
A - Циферблатный измеритель; B - Призма
2. Уложите якорь в V-образные призмы и при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа оцените величину радиального биения коллектора. В случае необходимости отдайте сборку в проточку.
Примечание. Мелкие дефекты могут быть удалены с поверхности коллектора путем обработки ее мелкозернистой наждачной бумагой.
A - Ламель; B - Изоляция
3. Проверьте глубину подрезки изоляции между ламелями коллектора, - если результат измерения составляет менее 0.2 мм, произведите соответствующую корректировку, воспользовавшись для этой цели ножовочным полотном.
A - Железная пластина; B - Направляющее приспособление
4. Используя специальный тестер для выявления короткозамкнутых витков, проверьте обмотки якоря на наличие признаков короткого замыкания между ламелями коллектора. Если короткое замыкание имеет место, то ток в приборе будет чередоваться с обратным током, а обмотка якоря намагнитится. Признаком намагничивания обмотки является вибрация металлической пластины, подносимой к проверяемому участку.
Примечание. Перед началом проверки следует полностью удалить с поверхности обмоток угольный налет и прочие отложения.
4. Проверьте на пробой изоляцию между коллектором и сердечником якоря, - измеряемое сопротивление должно составлять не менее 10 МОм.
Статор
При помощи омметра проверьте состояние обмотки возбуждения статора.
Обгонная муфта
1. Внимательно осмотрите рабочие поверхности зубьев ведущей и паразитной шестерен, а также шестерни обгонной муфты. При выявлении сколов или признаков чрезмерного износа обгонная муфта подлежит замене в сборе, - параллельно следует изучить состояние зубчатого венца маховика.
2. Проверьте свободу вращения обгонной муфты в направлении по часовой стрелке, - против часовой стрелки муфта вращаться не должна.
Внимание! Во избежание вытекания смазки не применяйте для чистки обгонной муфты масло!
Щеткодержатель и щетки
1. Измерьте остаточную длину угольных щеток, - если результат измерения составляет менее 11.5 мм (номинальное значение = 17.0 мм), щетки подлежат замене.
2. При помощи омметра измерьте сопротивление изоляции щеткодержателя. Если результат измерения составляет менее 10 МОм, замените держатель.
3. Проверьте свобод хода щеток в направляющих держателя.
Тяговое реле
Внимание! Описываемые ниже проверки должны производиться при строго оговоренном напряжении! Длительность каждой проверки не должна превышать 5 секунд!
Удостоверьтесь в наличии проводимости между клеммами «S» и «M», а также между клеммой «S» и массой. Удостоверьтесь в отсутствии проводимости между клеммами «M» и «B».
Рабочие характеристики стартера
1. Для обеспечения гарантированного запуска двигателя в любых погодных условиях стартеру необходимо развивать высокие обороты вращения и достаточно большой крутящий момент. Перечисленные характеристики в большой мере зависят от уровня заряда аккумуляторной батареи, ввиду чего проверка стартера должна производиться с применением батареи, полностью отвечающей по своим рабочим характеристикам требованиям Спецификаций.
A - Переменный резистор; B - Тяговое реле; C - Корпус стартера
2. Проверка стартера производится в трех режимах (см. далее). Схема подключения измерительных приборов показана на иллюстрации.
Испытание без нагрузки
Подключите к отсоединенному от двигателя стартеру исправную аккумуляторную батарею и измерьте частоту вращения, напряжение и ток стартера. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций.
Испытание под нагрузкой (рекомендуемый метод)
В ходе данного испытания производится проверка развиваемого стартером крутящего момента. Проверка производится на специальном испытательном стенде, оборудованным приспособлением для прикладывания тормозного усилия. Сравните результаты измерения с требованиями Спецификаций.
Испытание под нагрузкой с прикладыванием тормозного момента (альтернативный метод)
Примечание. Низкая частота вращения, либо чрезмерный ток могут являться следствием повышенного коэффициента внутреннего трения стартера в результате неправильной сборки его компонентов.
Проверка производится на том же, что и ранее испытательном стенде, в котором на этот раз блокируется якорь стартерной сборки. В ходе проверки производится измерение контрольных параметров, - сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций.