Чистка
1. Снимите с головки блока цилиндров все следы старой прокладки.
2. Счистите с камер сгорания и отверстий нагар, затем тщательно промойте головку блока цилиндров керосином или подходящим растворителем.
3. Соскоблите с клапанов основную часть нагара, затем с помощью проволочной щетки снимите с головок и штоков клапанов его остатки.
4. На двигателях F8Q, вихревые камеры необходимо удалить, если они свободно сидят (отметьте расположение камер так, чтобы они могли быть установлены на прежнее место) (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
5. Если голова чрезвычайно загрязнена, ее необходимо очистить паром. В заключение убедитесь, что все смазочные отверстия и смазочные каналы очищены.
Примечание. Выполните все процедуры осмотра, прежде чем сделать вывод, что необходимо обратиться в авторемонтную мастерскую для переточки. Составьте список всех требующих обработки компонентов.
Осмотр и обслуживание
Головка блока цилиндров
1. Внимательно осмотрите головку на наличие трещин и других повреждений, а также подтеков охлаждающей жидкости. При обнаружении трещин, замените головку.
2a. С помощью ребра линейки и щупа проверьте поверхность головки блока цилиндров на деформацию. На двигателях F8Q следите, чтобы ребро линейки не проходило по вихревым камерам, так как они могут выступать над посадочной поверхностью головки блока цилиндров. Если деформация превышает указанный в Спецификациях предел, шлифовать поверхность изготовитель не рекомендует, и единственный выход - заменить головку блока цилиндров.
2b. Проверьте, чтобы полная высота головки блока цилиндров соответствовала указанному в Спецификациях значению (обратитесь к иллюстрациям).
3. Осмотрите седла всех клапанов. Если они сильно изъявлены точечной коррозией, треснули или прогорели, поручите специалисту переточить их. Если точечная коррозия незначительна, ее можно снять шлифовкой головки и седла клапана специальной мелкозернистой пастой как описано ниже. Обратите внимание, что на дизельных двигателях седла клапанов можно стачивать только на ограниченную глубину, чтобы избежать уменьшения компрессии. С помощью микрометра убедитесь, что глубина клапана ниже посадочной поверхности головки блока цилиндров в пределах, представленных в Спецификациях в Части С текущей Главы (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
4. Если направляющие втулки клапанов изношены (клапан перемещается по горизонтальной оси), замените направляющие. Для определения бокового перемещения клапана можно использовать микрометр. Установите в направляющую новый клапан и проверьте его боковой люфт, чтобы определить, изношен ли клапан или сама направляющая. Если необходимо установить новые направляющие, клапаны также должны быть заменены. Эту работу лучше поручить специалисту, так как при умелом ее выполнении имеется риск повреждения головки блока цилиндров.
5a. На двигателях F8Q, осмотрите состояние вихревых камер, чтобы на них не было прогоревших мест или трещин. Если требуется, камеры можно заменить.
5b. С помощью микрометра проверьте, чтобы вихревые камеры не выступали из головки больше, чем указано в Спецификациях. Установите на ноль микрометр на поверхности головки блока цилиндров, затем измерьте выступание вихревой камеры (обратитесь к иллюстрациям).
6. Где применяется, проверьте на наличие признаков износа посадочные места толкателей в головке блока цилиндров. Если имеется чрезмерный износ, головку блока цилиндров необходимо заменить.
7. Осмотрите рабочие поверхности подшипников распредвала в головке блока цилиндров (и крышки/крепежные элементы подшипников, где применяются). В случае износа головку необходимо заменить.
Клапаны
1. Осмотрите головку каждого клапана на наличие точечной коррозии, прогоревших мест, трещин и признаков общего износа. Проверьте шток клапана на наличие царапин и выработанных мест.
Вращайте клапан и осмотрите его на наличие признаков деформации. Осмотрите торец каждого штока на наличие точечной коррозии и признаков чрезмерного износа. Если состояние клапана кажется удовлетворительным, измерьте диаметр штока в нескольких местах с помощью микрометра (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Любое существенное различие полученных данных указывает на износ штока клапана, а значит клапан необходимо заменить. Если клапаны не повреждены, их следует притереть, чтобы обеспечить плотное прилегание к седлам.
2. Притирка клапанов выполняется следующим образом. Переверните головку блока цилиндров, подложив деревянные бруски под каждый конец, чтобы обеспечить зазор для штоков клапанов.
3. Нанесите пасту для притирки соответствующего сорта на поверхность седла клапана и прикрепите к головке клапана специальную присоску. Вращая клапан туда-сюда на пол-оборота, отшлифуйте его головку, притирая ее к седлу, иногда поднимая клапан, чтобы перераспределить пасту (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Установка под головку клапана слабой пружины значительно облегчит работу. Если используется грубая шлифовальная паста, работайте пока контактные поверхности седла и клапана не станут тусклыми, матовыми, затем сотрите состав и повторите процесс с мелкозернистой пастой. Когда поверхности седла и клапана приобретут ровный светло-серый цвет, притирка будет считаться законченной. Не притирайте клапаны дольше, чем необходимо, это приведет к нежелательному углублению седла в головку блока цилиндров. Когда все клапаны будут притерты, аккуратно смойте все следы шлифовальной пасты, используя керосин или подходящий растворитель.
Компоненты клапана
1. Осмотрите пружины клапанов на признаки повреждений и изменения цвета, а также измерьте их свободную длину с помощью линейки (обратитесь к сопроводительной иллюстрации), или сравните с новой пружиной.
2. Поставьте каждую пружину на ровной поверхности и проверьте их на деформацию с помощью уголка. Если какая-либо из пружин повреждена, искажена или ослабла, приобретите новый полный набор пружин. Рекомендуется заменять пружины после каждого их снятия в течение капитального ремонта двигателя, независимо от их состояния.
3. Где применяется, проверьте толкатели и регулировочные шайбы на наличие царапин, коррозии (особенно на шайбах) и износа. Замените все компоненты по мере необходимости.
Компоненты коромысла - двигатели E7J и K7M
1. Проверьте контактные поверхности коромысел, чтобы на них не было ям, царапин или других признаков износа. Разберите ось коромысел, и таким же образом проверьте коромысла, поворотные оси и контактные поверхности. Измерьте внутренний диаметр каждого коромысла и проверьте их на размещение на вале. Прочистите масляные каналы в каждом коромысле, используя кусок провода. Замените коромысла или оси, если необходимо.
Маслоотражательные колпачки
1. Маслоотражательные колпачки следует заменять после каждого их снятия.