Электронный блок управления ММ 8Р (см. иллюстрацию 12.1) включает три главных области управления: систему зажигания, систему многоточечного впрыска топлива и частоту вращения холостого хода. Правильный угол опережения зажигания и момент зажигания при всех рабочих состояниях двигателя рассчитывается от данных, полученных от датчика угла поворота коленвала (положение и скорость вращения коленвала) и датчика абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (нагрузка на двигатель). С помощью 35-ти штыревого соединителя и многоконтактных соединителей электронный блок управления подсоединяется к аккумулятору, датчикам и приводам.
12.1 Электронный блок управления Magneti Marelli 8Р
Основные функции электронного блока управления (ЕСМ)
Постоянное напряжение подается от аккумулятора к контактному штырьку № 4 электронного блока управления. Соединение выполняется посредством 15-ти штыревого контактного реле. При включенном зажигании питание поступает к главному реле, а реле, в свою очередь, подает напряжение переключения к контактному штырьку № 35 электронного блока управления. Теперь питание от контактного штырька № 35 поступает к электронному блоку управления.
Большинство датчиков, например: датчик температуры всасываемого воздуха (ATS), датчик температуры охлаждающей жидкости (CTS), датчик положения дроссельнойзаслонки (TPS), датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (МАР) теперь получают напряжение 5.0 Вольт от соответствующего контактного штырька электронного блока управления. При проворачивании коленвала или на работающем двигателе сигнал от датчика угла поворота коленвала (CAS) заставляет электронный блок управления заземлять контактный штырек № 23 так, что топливный насос начинает работать. Функции зажигания и впрыска топлива также активизируются. Все приводы (катушка зажигания, форсунка, электромагнитный клапан угольного фильтра и т.д.) обеспечиваются номинальным напряжением аккумулятора через реле топливного насоса, и электронный блок управления замыкает цепь.
Эталонное напряжение
Исходный уровень напряжения, поступающего от электронного блока управления ко многим датчикам, является 5.0 Вольт.
Источники питания электронного блока управления (ЕСМ) и проверки заземления
Номинальное напряжение аккумулятора (nbv)
Состояние | Вольты |
Зажигание включено | 11.5-13.5 |
При проворачивании коленвала | 8.0 + |
На работающем двигателе | 13.0-15.9 |
Величины напряжения электронного блока управления (ЕСМ)
Номера клемм
ЕСМ | Элемент | Состояние | Вольты |
4 | Аккумулятор: t30 (через реле впрыска топлива) | Зажигание выключено | nbv |
35 | Выходная клемма реле | Зажигание включено | nbv |
4 | Управляющая цепь реле | Зажигание выключено | nbv |
4 | Управляющая цепь реле | Зажигание включено | 1.25 (max) |
23 | Управляющая цепь реле | Зажигание включено | nbv |
23 | Управляющая цепь реле | При проворачивании коленвала/ работающем двигателе | 1.25 (max) |
14, 34 | Заземление ЕСМ | Зажигание включено | 0.25 (max) |
Примечание. nbv - номинальное напряжение аккумулятора (см. иллюстрации 12.2)
12.2 Схема электрических соединений ECM/ISSM/CFSV/OS/FP/IMH/реле
Проверка электронного блока управления ЕСМ (общая проверка)
1. Осмотрите многоконтактный соединитель электронного блока управления на наличие признаков коррозии и повреждений.
2. Убедитесь, что контактные штырьки клемм соединителя установлены должным образом и имеют хороший контакт с многоконтактным соединителем электронного блока управления.
Величины напряжения при подсоединениях электронного блока управления (ЕСМ)
Примечание. Контактные штырьки № 17 и № 34 являются заземлением электронного блока управления для системы управления двигателем ММ 8Р. По этой причине, при возможности, контактные штырьки Ns 17 или № 34 следует использовать для подсоединения вольтметра или осциллографа.
Контактный штырек № 4 ЕСМ
Примечание 1. Контактный штырек № 4 подсоединяется к клемме (+) аккумулятора через реле впрыска топлива, поэтому напряжение доступно при выключенном зажигании.
Примечание 2. При измерении напряжения на многоконтактном соединителе помните, что клеммы расположены в обратном порядке. Многоконтактный соединитель остается подсоединенным к компоненту, а изоляцию многоконтактного соединителя электронного блока управления следует отогнуть. Положительный щуп вольтметра прикрепляется к соответствующему контактному штырьку.
Электронный блок управления подсоединен
1. Подсоедините положительный щуп вольтметра к контактному штырьку № 4. Вольтметр должен указать номинальное напряжение аккумулятора (см. примечание 2).
Электронный блок управления отсоединен
2. Прикрепите отрицательный щуп вольтметра к контактному штырьку заземления электронного блока управления.
3. Прикрепите положительный щуп вольтметра к контактному штырьку № 4. Вольтметр должен указать номинальное напряжение аккумулятора (nbv).Контактный штырек № 35 ЕСМ
Примечание. Контактный штырек Ns 35 электронного блока управления подсоединяется к выходной клемме главного реле, и напряжение должно быть доступно при включенном зажигании.
Электронный блок управления подсоединен
1. Зажигание включено.
2. Подсоедините положительный щуп вольтметра к контактному штырьку № 35. Вольтметр должен указать номинальное напряжение аккумулятора (см. примечание 2).
Электронный блок управления отсоединен
3. Зажигание включено.
4. Прикрепите отрицательный щуп вольтметра к заземлению на электронном блоке управления.
5. Подсоедините положительный щуп вольтметра к контактному штырьку № 35. Вольтметр должен указать номинальное напряжение аккумулятора.
Контактный штырек № 4 ЕСМ (главная управляющая цепь реле)
Реле и электронный блок управления подсоединены
1. Зажигание выключено.
2. Подсоедините положительный щуп вольтметра к контактному штырьку № 4, прибор должен показать номинальное напряжение аккумулятора (см. примечание 2).
3. При отсутствии напряжения проверьте реле и электропроводку реле.
4. Зажигание включено. Напряжение должно понизиться почти до нуля.
5. Если это не так, отсоедините многоконтактный соединитель электронного блока управления и подсоедините временный провод-перемычку от контактного штырька № 4 к заземлению.
6. Реле работает: Проверьте поступление напряжения к электронному блоку управления и его заземление. Если электропроводка исправна, то, возможно, неисправен электронный блок управления (ЕСМ).
7 Реле не работает: проверьте реле и электропроводку реле.
Контактный штырек № 23 ЕСМ (управляющая цепь реле топливного насоса)
Реле и электронный блок управления подсоединены
1. Перед началом этой проверки проверьте работоспособность контактного штырька № 23.
2. Зажигание включено.
3. Подсоедините положительный щуп вольтметра к контактному штырьку № 23, прибор должен показать номинальное напряжение аккумулятора (см. примечание 2).
4. При отсутствии напряжения проверьте реле и электропроводку реле.
5. Проверните коленвал или запустите двигатель, напряжение должно понизиться почти до нуля.
6. Если это не так, отсоедините многоконтактный соединитель электронного блока управления и подсоедините временный провод-перемычку от контактного штырька № 23 к заземлению.
7. Реле работает: Проверьте поступление напряжения к электронному блоку управления и его заземление. Если электропроводка исправна, то, возможно, неисправен электронный блок управления (ЕСМ).
8. Реле не работает: проверьте реле и электропроводку реле.
Контактные штырьки заземления №17 и №34 ЕСМ
Многоконтактный соединитель электронного блока управления подсоединен
1. Зажигание включено.
2. Прикрепите отрицательный щуп вольтметра к заземлению на двигателе.
3. Прикрепите положительное щуп вольтметра к клемме заземления, вольтметр должен указать 0.25 Вольт (максимально).
Многоконтактный соединитель электронного блока управления отсоединен
1. Зажигание включено или выключено.
2. Прикрепите отрицательный щуп вольтметра к клемме заземления.
3. Прикрепите положительный щуп к контактному штырьку № 4 электронного блока управления, вольтметр должен указать номинальное напряжение аккумулятора, если заземление соответствует техническим требованиям.
Сигнал экранированного провода
Для уменьшения радиочастотных помех (RFI) на некоторых датчиках (т.е. CAS, KS и OS) устанавливается экранированный провод. Экранированный провод для датчика угла поворота коленвала подсоединяется к клемме № 17 главного провода заземления электронного блока управления, чтобы снизить помехи до минимума. Другие экранированные провода подсоединяются к контактному штырьку заземления № 34 электронного блока управления.
Функция самодиагностирования
Система ММ 8Р имеет последовательный порт для диагностики и для настройки системы. Благодаря функции самодиагностики, некоторые параметры могут быть изменены (т.е. значение CO на моделях, не оборудованных каталитическим нейтрализатором, или угол опережения зажигания).
Кроме того, система имеет возможность самотестирования, которая заключается в непрерывной оценке сигналов, получаемых от датчиков, и в случае обнаружения неисправности вносит соответствующий код в специально отведенную для этого память. Соответствующее устройство для считывания кодов неисправности (FCR) может извлечь этот код из последовательного порта ММ 8Р (см. иллюстрацию 12.3). При обнаружении неисправности код останется зарегистрированным до тех пор, пока он не будет стерт из памяти соответствующим устройством для считывания кодов неисправности.
12.3 Электрический разъем самодиагностики (SD)
Если электронный блок управления (ЕСМ) обнаруживает неисправность, то он заземляет контактный штырек № 6,и на приборной панели загорается контрольная лампа неисправностей (MIL). Лампа продолжает гореть, пока неисправность не будет устранена. Однако, если неисправность незначительная, то контрольная лампа не загорится, хотя электронный блок управления зарегистрирует код неисправности. Код неисправности будет зарегистрирован при этих обстоятельствах, и наличие кода неисправности обозначает, что неисправность была обнаружена на соответствующем участке цепи.
В дополнение к функции самотестирования ММ 8Р имеет специальное устройство (LOS - режим, позволяющий добраться до ближайшей мастерской). В случае выхода из строя одного или нескольких датчиков электронная система управления двигателем установит неисправность вместо неисправного датчика. В режиме LOS двигатель будет продолжать работать, хотя и неэффективно. Однако неисправный датчик угла поворота коленвала, конечно, заглушит двигатель вообще.
Это означает, что двигатель может работать достаточно хорошо, если неисправность произошла в одном или нескольких вспомогательных датчиках. При повреждении главного датчика, например, датчика абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (МАР), эффективность управляемости автомобилем будет снижена.
Неисправность, установленная функцией самодиагностики, сохраняется в памяти компьютера до тех пор, пока код неисправности не будет стерт из памяти соответствующим устройством или при отсоединении аккумулятора.
Адаптивная память
За период времени электронный блок управления «запомнит» оптимальные обороты холостого хода для конкретного двигателя - независимо от срока эксплуатации, состояния двигателя и нагрузки на двигатель, чтобы всегда поддерживались правильные обороты холостого хода. Адаптивные установки холостого хода сохраняются в памяти.
Адаптивные размеры и коды неисправности, сохраненные в памяти, будут потеряны при снятии аккумулятора с автомобиля. Это означает, что качество холостого хода будет ухудшаться, пока электронный блок управления заново не «запомнит» его оптимальные установки.