Первым шагом всегда должна быть проверка предохранителя, если проверяемый электрический узел защищен им. Назначение предохранителей приведено на крышке блока предохранителей.
Дефектный предохранитель нужно заменить и проверить, не перегорает ли новый сразу же после включения потребителя электроэнергии в этом случае необходимо сначала найти причину неисправности. Как правило, проблема заключается в коротком замыкании. Это значит, что в каком-то месте, иногда и в самом электрическом приборе, перемкнуты между собой точки массы (-) и положительного потенциала (+).
Второй шаг. Если при исправном предохранителе лампа накаливания не горит, или, например, не вращается электродвигатель, то нужно проверить, поступает ли электропитание.
Проверка лампы накаливания
1. Выкрутите лампу и осмотрите ее. Если перегорела нить накаливания, или стеклянная колба сидит в цоколе неплотно, то такую лампу необходимо заменить.
Чтобы убедиться в исправности лампы, поступают следующим образом: два провода подключают непосредственно к полюсам аккумулятора и присоединяют их к лампе. Полярность не играет при этом никакой роли. Один из проводов идет к токовому контакту, а другой — к патрону лампы. Если и теперь лампа не горит, замените ее. Но в этом случае нужно быть уверенным, что контакты лампы и патрона непокрыты коррозией. При необходимости корродированные или погнутые зажимы и клеммы обработайте абразивной шкуркой и восстановите надежный контакт.
2. Вставьте лампочку на место и включите ее, если она исправна. Если лампочка не горит, го с помощью контрольной лампочки проверьте электропитание. Для этого контрольную лампочку подключите к «массе» (-). Это значит, что один из контактов контрольной лампы должен быть надежно присоединен к корпусу двигателя (чистый металл) или непосредственна к отрицательному полюсу аккумулятора. Другим контактом (+) прикоснитесь к питающему штекеру или непосредственно к питающему проводу. Если контрольная лампочка загорается, а проверяемая лампа по-прежнему не горит, то это означает, что оборвано соединение лампы с «массой» (-). Чтобы проверить это, приложите к патрону лампы вспомогательный провод, соединенный с корпусом автомобиля. Теперь лампа должна гореть.
Если на питающем проводе нет напряжения, то есть контрольная лампочка не загорается, го очень вероятно, что неисправен выключатель. В этом случае необходимо «прозвонить» выключатель.
Проверка электродвигателей
Все большее количество функций, связанных с обеспечением комфортности автомобиля, выполняется небольшими электродвигателями. Они приводят в действие, например, стеклоподъемники, люк крыши или центральный замок.
Каждый электродвигатель включается, если это необходимо, с помощью отдельного выключателя, обычно вручную.
3. Проверьте предохранитель соответствующего электродвигателя. При необходимости предохранитель замените.
Внимание! Электродвигатели стеклоподъемника и люка крыши оборудуются автомагическими предохранителями, которые выключаются при перегрузке, а через некоторое время включаются снова. Перед повторным включением нужно устранись причину перегрузки. Это может быть вызвано наледью на стеклах или загрязнением направляющих стеклоподъемников.
Если предохранитель вновь сразу же перегорает, то это говорит о наличии короткого замыкания.
Чтобы установить однозначно, связан ли дефект с неисправностью электродвигателя, соедините его вспомогательными проводами (с сечением 2 мм) напрямую с аккумулятором или соответствующими выводами от аккумулятора. При этом необходимо соблюдать полярность. В случае сомнений в правильности выбранной полярности её можно проверить по коммутационной схеме. Но в этом случае придется снимать электродвигатель.
Все электродвигатели автомобиля питаются от бортового напряжения (12-14 Вольт). Если после подачи питания через вспомогательные провода электродвигатель работает нормально, то это значит, что на него не поступало питание. Если электродвигатель вращается слишком медленно или с перебоями, то можно предположить износ графитовых (угольных) щеток. В этом случае нужно заменить щетки электродвигателя.
Если двигатель работает, то, руководствуясь электрической схемой, установите, по какому проводу к нему поступает напряжение, если зажигание включено, а выключатель включен.
4. Проверьте с помощью контрольной лампочки провод питания двигателя. Так как двигатели потребляют большой ток, то можно воспользоваться обычной контрольной лампочкой. Соединительные провода этого контрольного прибора имеют острые щупы, которыми можно проткнуть изоляцию провода, что обеспечивает простоту проверки напряжения.
Если напряжение к электродвигателю не поступает, то это говорит о неисправности электропитания. Необходимо по принципиальной схеме найти и устранить неисправность. Электродвигатели из-за большого потребления тока, как правило, имеют дополнительное коммутационное реле.
5. Проверьте выключатель, если неисправность не найдена.
Если разорван провод, то целесообразнее проложить новый, так как локализовать место разрыва провода бывает трудно.
Выключатели — проверка на прохождение тока
Большая часть потребителей бортовой электроэнергии включается и выключается вручную с помощью выключателя. Кроме того, существуют автоматические выключатели. К ним относятся, например, датчик давления моторного масла и датчик уровня тормозной жидкости.
Выключатель, в основном, служит для замыкания и размыкания электрической цепи. Имеются выключатели, которые размыкают соединение с «массой» (-), а также выключатели, разрывающие соединение с положительным потенциалом (+).
Проверка выключателей лампочек освещения и электродвигателей
6. Снимите соответствующий выключатель. Простые выключатели имеют только два вывода для подсоединения провода. В этом случае на одном выводе всегда должен быть (+), а на другом выводе плюс появляется после включения. Имеются также выключатели с несколькими клеммами. Для этих выключателей следует по схеме выяснить, к какой клемме должно подаваться напряжение. Предварительно включите зажигание, если это необходимо.
7. Проверьте напряжение с помощью контрольной лампочки. Если контрольная лампочка загорается, включите выключатель и проверьте напряжение на его выходной клемме. Если напряжение есть, то можно с уверенностью сказать, что выключатель работает. Если на входной клемме напряжения нет, это говорит об обрыве питающего провода. Нужно проверить подачу питания по электрической схеме, а при необходимости проложить новый провод.
Проверка датчиков-выключателей
Датчиками-выключателями являются. например, датчики сигнальных лампочек уровня тормозной жидкости, моторного масла и охлаждающей жидкости.
8. Присоедините к двум выводам штекера датчика прибор для «прозвона» (контрольная лампочка или омметр), отсоединив штекер датчика.
Внимание! Датчики, ввинченные в блок цилиндров, как правило, не имеют провода «массы»(-), так их присоединение к «массе» (-) происходит через блок цилиндров, на который замыкается корпус самого датчика.
При замкнутом (включенном) датчике прибор должен показать прохождение тока. Для такого «прозвона» лучше всего использовать омметр. При замкнутом датчике он должен показать 0 Ом, а при разомкнутом — ∞ Ом (бесконечное сопротивление).
Работоспособность таких выключателей, как датчик уровня охлаждающей или тормозной жидкости, быстрее всего можно проверить, отсоединив от него при включенном зажигании питающий провод, который затем подсоединяется к «массе» (-), например, к блоку цилиндров. Если теперь лампочка на панели приборов срабатывает, то датчик неисправен.
Проверка реле
Многие электрические цепи имеют в своем составе реле. Коммутационное реле работает как выключатель. Например, для того, чтобы включить какой-либо потребитель с помощью ручного выключателя, необходимо вручную нажать на него или перевести в нужное положение. Реле в этом случае «получает приказ» подать питание к соответствующему потребителю. Конечно, напряжение от аккумулятора к потребителю можно было бы подать и непосредственно через выключатель. Но в электрическую цепь всех устройств, потребляющих большой ток, в качестве промежуточного звена включают реле, чтобы не перегрузить выключатель, или чтобы сократить путь тока.
Проверка коммутационных реле
При включении соответствующего потребителя напряжение, поступающее на реле, замыкает его электрическую цепь. Магнитная катушка внутри реле притягивает контакт, замыкая таким образом цепь «рабочего» тока. «Рабочий» ток течет от реле к потребителю.
Проще всего работоспособность реле можно проверить путем замены его на заведомо исправное реле. Так в мастерских и поступают. Но так как автолюбитель не всегда имеет под рукой запасные реле, то рекомендуется следующий подход при их проверке.
9. Извлеките реле из держателя.
10. Включите зажигание и соответствующий выключатель.
11. Проверьте вольтметром, поступает ли напряжение к клемме (+) на держателе реле. Для этого тестер подключите к «массе» (-), а другой контактный стержень осторожно поставьте на клемму (+). Если тестер не регистрирует напряжения, найдите по принципиальной схеме обрыв цепи от положительного полюса аккумулятора к клемме (+) держателя реле.
12. Изготовьте перемычку из отрезка изолированного провода, оголив его концы.
13. Соедините этой перемычкой клемму (+) на держателе реле (напряжение подается сюда постоянно от аккумулятора) с замыкающим контактом реле. Этот прием делает практически то же самое, что должно выполнять исправное реле Расположение клемм на держателе реле можно определить по маркировке на контактах или на самом реле.
Если при установленной перемычке соответствующий потребитель сети работает, то можно исходить из того, что реле неисправно.
Если же потребитель и в этом случае не срабатывает, выясните, исправно ли соединение потребителя на «массу» (-) автомобиля. Затем по принципиальной схеме найдите и устраните обрыв в цепи от клеммы реле к потребителю тока.
14. Установите новое реле, если это необходимо.
Внимание. Если реле функционируете перебоями, то неполадку, как правило, следует искать в самом реле. Иногда имеет место гак называемое приклеивание контакта реле, в результате чего он не размыкается, хотя в остальном реле работает безукоризненно. При выявлении данной неполадки необходимо просто постучать по корпусу реле. Если подобное замыкание реле повторится вновь, то это реле замените на новое.
Штекеры — разъединение
Внимание! При отсоединении штекера тянуть следует не за провод, а за отсоединяемую колодку, отжав стопорящий поводок.
Большинство штекеров электрической системы автомобиля крепятся в держателе.
Для того, чтобы снять штекер с держателя, необходимо отвести язычок защелки на корпусе. Для разъединения штекера необходимо нажать на поводок запирающей защелки. У некоторых штекеров поводок этой защелки необходимо приподнять.
Стоп-сигнал — проверка
15. Проверьте лампочки фонарей стоп-сигналов и при необходимости замените их.
16. Проверьте предохранитель в блоке предохранителей, если исправные лампочки стоп-сигналов не загораются.
17. Проверьте выключатель стоп-сигнала, если лампочки и предохранитель стоп-сигналов в порядке. Выключатель стоп-сигнала расположен на кронштейне педали тормоза. При нажатии на педаль тормоза из выключателя выходит нажимной палец. Контакт выключателя замыкается и лампочки стоп-сигналов загораются.
18. Снимите крышку над кронштейном педали тормоза и отсоедините штекер выключателя стоп-сигнала.
19. Включите зажигание.
20. Перемкните оба контакта штекера выключателя отрезком провода. Если стоп-сигналы при этом загорятся, то неисправен выключатель, который следует заменить.
Обогреватель заднего стекла — проверка
При включении обогрева заднего стекла через некоторое время должно исчезнуть обледенение или запотевание заднего стекла.
21. Проверьте в первую очередь предохранитель, если обогреватель не работает.
22. Проверьте посадку и состояние контактов штекеров питания обогревателя заднего стекла, если предохранитель в порядке. При необходимости почистите контакты штекеров.
Если обогреватель все-таки не работает, то проверьте провода и убедитесь, что они не порваны.
Если провода в порядке, то убедитесь, что нити накаливания обогревателя не повреждены. Для этого оберните наконечник тестера широкой полоской фольги, которой дотрагивайтесь то нагревательных нитей, запустив двигатель и включив обогреватель. Проверку нити выполняйте, дотрагиваясь до нее примерно по центру. Напряжение исправной нити накаливания составляет около 6 В. Если же вольтметр регистрирует напряжение 10 В или 0 В, то имеет место обрыв нити накаливания.
Если нагревательные нити разорваны, то восстановить их можно с помощью токопроводящего лака на серебряной основе, который имеется в продаже. Для этого место повреждения почистите мягкой салфеткой.
23. Оклейте с обеих сторон место повреждения скотчем и кисточкой нанесите токопроводящий лак.
24. Дайте лаку высохнуть в течение 24 часов при температуре +25°С. При необходимости можно воспользоваться феном. При температуре +150°С лак высыхает за 30 минут.
Внимание! Не включайте обогреватель заднего стекла, пока лак не высохнет. Не применяйте для обработки поврежденной нити бензин или другие растворители.
Электродвигатель очистителя стекла — проверка
Электродвигатель очистителя ветрового стекла находится в коробке обтекателя под ветровым стеклом. Для проверки электродвигателя необходимо снимать обтекатель. Поэтому, прежде чем проверять сам электродвигатель, проверьте его предохранитель.
25. Проверьте предохранитель очистителя и замените его, если он перегорел.
26. Отсоедините многоконтактный штекер электродвигателя.
27. Подайте вспомогательными проводами напряжение к контактам электродвигателя от аккумулятора.
Если электродвигатель в порядке, то он должен вращаться. В противном случае электродвигатель нужно заменить.
Прерыватель указателей поворотов — проверка
Такты прерывистого, мигающего света ламп передних и задних фонарей при повороте автомобиля и прерывистый свет аварийной сигнализации создаются электромагнитным реле-прерывателем указателей поворота. Если ритм прерывания света указателя поворотов на одной из сторон автомобиля имеет большую частоту, чем на другой, то причиной этого является перегоревшая лампа либо обрыв провода с данной стороны.
Если лампа накаливания исправна, то в этом случае в первую очередь следует проверить предохранитель прерывателя указателей поворота.
В других случаях причина неисправности кроется в самом прерывателе.