Срок службы привода зависит от состояния его шарниров. Шарниры достаточно долговечны и при условии бережной эксплуатации автомобиля могут прослужить более 100 тыс. км. Как правило, наружные шарниры приводов выходят из строя раньше внутренних. Срок службы шарниров сокращают: активный стиль вождения, вмешательство в конструкцию подвески автомобиля, но более всего — повреждение их защитных резиновых чехлов. При разрыве чехла вода и грязь попадают во внутреннюю полость шарнира. В результате из шарнира вымывается смазка, ускоряется его износ. Разрыв защитного чехла может произойти в результате естественного старения резины и механического повреждения (при движении автомобиля в глубокой колее; когда передние колеса автомобиля зарываются в грунт, в песок или обледенелый снег; в результате замерзания льда или застывания глины на чехле наружного шарнира).
При разрыве чехла в неблагоприятных условиях (грязь, пыль, снег) шарнир может прийти в негодность за несколько десятков километров. Поврежденный защитный чехол можно заменить, если неисправность обнаружена до того, как шарнир вышел из строя. При этом шарнир необходимо разобрать, промыть и заложить новую смазку (см. «Внешний шарнир привода — снятие, замена защитного чехла и установка», «Внутренний шарнир привода — снятие, замена защитного чехла и установка»).
Об износе наружного шарнира могут свидетельствовать щелчки в районе ступицы переднего колеса при движении в крутом повороте. По мере износа шарнира щелчки будут усиливаться и довольно быстро перерастут в постоянный хруст даже при движении по прямой. Несвоевременный ремонт приведет к разрушению шарнира.
Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада. Работу выполняем с помощником.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и (см. «Подготовка к техническому обслуживанию и ремонту»), вывешиваем, на подставках передние колеса автомобиля и включаем нейтральную передачу.
2. Осматриваем защитные чехлы шарниров левого и аналогично правого приводов, убеждаемся в их целостности и в отсутствии утечки смазки из них.
3. Устанавливаем колеса в направлении прямолинейного движения. Рукой перемещаем и вращаем валы приводов в разных направлениях. Таким образом убеждаемся в отсутствии люфтов между деталями приводов.
4. Вращая руками передние колеса, проверяем валы приводов на отсутствие биения.
5. Поочередно поворачивая передние колеса то в одну, то в другую сторону и вращая их, убеждаемся в отсутствии посторонних звуков (стуков и хруста) в наружных и внутренних шарнирах.
У исправного шарнира наличие посторонних звуков при работе или люфтов между деталями недопустимо. Неисправный шарнир следует заменить (либо отдельно, либо весь привод в сборе). Порванный чехол следует заменять только в том случае, если шарнир исправен.