Дефектная прокладка головки блока цилиндров определяется по одному или нескольким перечисленным ниже признакам.
- Потери мощности.
- Снижение уровня охлаждающей жидкости. Белый цвет выхлопных газов при прогретом двигателе.
- Утечки моторного масла.
- Попадание охлаждающей жидкости в моторное масло. Уровень моторного масла не уменьшается, а повышается. Серый цвет моторного масла, пена на маслоизмерительном щупе, масло жидкое.
- Моторное масло в охлаждающей жидкости.
- Охлаждающая жидкость сильно бурлит.
- Низкая компрессия в двух соседних цилиндрах.
Снятие
Внимание: Если головка блока цилиндров заменяется, то пластмассовые подкладки для защиты клапанов снять непосредственно перед установкой головки блока цилиндров. Кроме этого, нужно заменить всю охлаждающую жидкость.
Прокладку головки блока цилиндров следует доставать из упаковки непосредственно перед ее установкой и обращаться с ней нужно очень осторожно. Повреждение прокладки приведет к появлению неплотностей. О При выключенном зажигании отсоединить отрицательный провод от аккумуляторной батарей.
Внимание: При этом сотрутся данные из блоков электронной памяти. См. указания в главе «Электрооборудование».
Слить охлаждающую жидкость.
Ford Fiesta/Mazda 121: ослабить хомуты впускной трубы на воздушном фильтре и впускном коллекторе, снять впускную трубу.
Ford КА: снять воздушный фильтр.
Отцепить трос (тягу) привода «газа» от корпуса дроссельной заслонки и от опоры, отложить его в сторону. О Снять штекеры свечей зажигания, при этом потянув за штекеры, а не за высоковольтные провода. Для исключения ошибок при установке нужно пометить высоковольтные провода свечей.
Стянуть шланг от радиатора на корпусе термостата (вверху на головке блока цилиндров), для чего ослабить хомут и сдвинуть его по шлангу.
Стянуть шланг отопителя от разветвителя (тройника) Для охлаждающей жидкости, для чего сжать рукой быстросъемное соединение.
Стянуть или отсоединить электрические провода, идущие к двигателю. Разрезать ленты крепления проводов, предварительно пометив провода:
- два штекера «двигатель» (1);
- штекерное соединение для лямбда-зонда (находится в выпускном коллекторе);
- штекеры датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика положения распредвала и выключателя контрольной лампы давления масла на блоке цилиндров.
Стянуть вакуумный шланг (2) для усилителя тормозов.
Снять вакуумный шланг (3) для системы фильтра с активированным углем. При необходимости разрезать хомуты с защелками, а при установке их нужно заменить винтовыми хомутами.
Снять крышку маслоналивной горловины двигателя. Снять с горловины шланги системы вентиляции картера двигателя. Снова надеть крышку.
Выкрутить маслоизмерительный щуп из головки блока цилиндров.
Стянуть шланги подачи и возврата топлива с распределителя топлива, для чего сжать быстросъемное соединение рукой. Для обеспечения установки пометить топливопроводы перед снятием.
Предупреждение: Топливная система находится под давлением! Перед ослаблением соединений шлангов обложить их толстой тряпкой - это позволит безопасно стравить давление. При работе пользоваться защитными очками.
Ford Fiesta/Mazda 121: снять теплозащитный щиток и катализатор от выпускного коллектора.
Ford КА: снять направляющую проводов на перегородке моторного отсека у головки блока цилиндров.
Прицепить цепь или трос подъемника к правой стороне двигателя. При необходимости изготовить проушины для подъема и вкрутить их в соответствующие резьбовые отверстия в блоке цилиндров. Прицепить цепи к проушинам.
Приподнять двигатель настолько, чтобы правая опора (крепление) двигателя разгрузилась.
Открутить гайки и снять правую опору двигателя.
Открутить четыре болта (1), снять подкладные шайбы. Снять клапанную крышку. (2 - крышка маслоналивной горловины).
Открутить четыре болта (2) и снять ось с коромыслами.
Вынуть штанги толкателей клапанов (1).
Внимание: Штанги толкателей должны при установке размещаться в прежние положения. По этой причине штанги нужно пометить клейкой лентой или разложить так, чтобы их затем не перепутать.
Открутить болты крепления головки блока цилиндров в порядке, обратном показанному на рисунке, т.е. от 10 номера до 1, по очереди на пол-оборота, а после второго прохода выкрутить их.
Внимание: Болты головки блока цилиндров можно повторно использовать только один раз. Болты, использованные уже один раз, нужно пометить, например, кернером.
Проверить, отсоединены ли все провода и шланги, идущие к головке.
Поднять головку (вдвоем с помощником) и установить ее на два деревянных бруска.
Снять прокладку головки блока цилиндров.
Установка
Перед установкой головку и блок цилиндров нужно тщательно очистить подходящим скребком от остатков старой прокладки. Следить за тем, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров. Лучше закрыть отверстия тряпками.
Следить за тем, чтобы при этом не образовались длинные царапины. Если используется наждачная бумага, то ее зернистость должна быть порядка 100 единиц. Тщательно удалить остатки абразива и шлифовального порошка.
Проверить, свободны ли отверстия для болтов головки блока цилиндров от масла и, при необходимости, удалить масло. Для этого вставить чистую тряпку в отверстие и вытереть масло.
Внимание: Оставшееся в отверстиях масло может при затягивании болтов повредить блок цилиндров.
Проверить деформацию головки с помощью стальной линейки и плоских щупов в нескольких местах. Деформация по всей длине не должна превышать 0,25 мм.
Плоскость головки блока цилиндров нельзя перешлифовывать.
В блоке цилиндров должны иметься две направляющие втулки для центровки головки блока. Расположить новую прокладку головки блока цилиндров без герметика так, чтобы ни одно отверстие не перекрывалось. С прокладкой нужно обращаться очень осторожно. Самые маленькие повреждения могут привести к появлению неплотностей. Новую прокладку нужно доставать из упаковки только непосредственно перед установкой.
Установить головку вдвоем с помощником, не перекашивая ее.
Вставить десять болтов головки блока и закрутить их рукой.
Внимание: Эти болты могут повторно использоваться только один раз. Если неизвестно, сколько раз они откручивались и закручивались, то лучше заменить болты.
Внимание: Затягивание болтов головки блока цилиндров нужно проводить очень осторожно. Перед затяжкой проверить динамометрический ключ на точность показаний. Затягивать болты нужно па холодном двигателе.
Болты головки блока нужно затягивать в три этапа. При каждом этапе болты затягиваются в показанном порядке.
- 1 этап: моментом 30 Нм.
- 2 этап: дотянуть все болты обычным ключом на 90° (за один раз).
- 3 этап: дотянуть все болты обычным ключом на 90° (за один раз).
При затягивании болтов головки блока нужно контролировать угол затяжки с помощью ручки ключа, поворачивая ключ за один раз на четверть оборота (90°).
Внимание: Дотягивание болтов головки блока на прогретом двигателе в рамках технического обслуживания или после ремонта не допускается.
Затянуть новые гайки опоры двигателя моментом 70 Нм. О Снять подъемное устройство и проушины для подъема двигателя.
Штанги толкателей смазать с обоих концов моторным маслом и вставить их в упоры толкателей.
Внимание: Штанги толкателей обязательно установить в nie же положения, в каких они находились перед снятием.
Расположить ось коромысел так, чтобы регулировочные болты вошли в упоры толкателей. После этого закрутить болты оси сначала от руки, а затем равномерно затянуть их моментом 45 Нм.
Отрегулировать клапанный зазор.
Заменить продавленную или поврежденную прокладку клапанной крышки. Установить клапанную крышку и равномерно затянуть болты ее крепления небольшим моментом (6 Нм).
Вкрутить маслоизмерительный щуп в головку блока цилиндров.
Укрепить болтами направляющую проводов на перегородке моторного отсека.
Подсоединить все электрические провода к двигателю. Закрепить провода хомутами (лентами) в ранее помеченных местах.
Надеть высоковольтные провода на свечи зажигания в соответствии со сделанными ранее метками и закрепить их в держателе на клапанной крышке.
Надеть вакуумные шланги и, при необходимости, закрепить их хомутами.
Надеть шланги подачи и возврата топлива на распределитель топлива и закрепить их.
Внимание: Не путайте топливопроводы местами, обращайте внимание на метки.
Надеть шланги для охлаждающей жидкости, идущие к двигателю и к отопителю, закрепить их хомутами.
Надеть шланги вентиляции картера на крышку маслоналивной горловины.
Ford КА: установить выпускной коллектор с новыми прокладками и затянуть гайки крепления крест-накрест моментом 25 Нм.
Ford Fiesta/Mazda 121: установить катализатор и теплозащитный щиток на выпускной коллектор.
Прицепить трос «газа» к корпусу дроссельной заслонки и к опоре и отрегулировать его.
Надеть впускной воздушный шланг на воздушный фильтр и на впускную трубу, закрепить его хомутами.
Проверить уровень масла в двигателе и, при необходимости, долить его.
Внимание: Если головка блока снималась из-за повреждения прокладки головки, то рекомендуется заменить масло и масляный фильтр, так как в моторном масле может находиться охлаждающая жидкость.
Залить свежую охлаждающую жидкость.
Завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры, следить за которой нужно по указателю температуры охлаждающей жидкости. В заключение нужно проехать еще дополнительно 5 км, чтобы быть уверенным в том, что моторное масло прогрелось.
Проверить еще раз уровни моторного масла и охлаждающей жидкости, а так же плотность соединений шлангов. О Подсоединить отрицательный провод к аккумуляторной батарее. Установить часы и коды.