Замена сломанных клапанных пружин и маслоотражательных колпачков стержней клапанов не требует проведения снятия головки цилиндров. Для выполнения этой процедуры обычно требуется наличие двух специальных инструментов и источника сжатого воздуха. Внимательно ознакомьтесь материалами Раздела и заранее приготовьте все необходимые материалы и инструменты. Если доступ к источнику сжатого воздуха категорически невозможен, для удержания клапанов от падения в цилиндры в процессе выполнения процедуры можно использовать отрезок нейлонового шнура.
1. Снимите крышку головки цилиндров (Раздел Снятие и установка крышки головки цилиндров).
2. Вывинтите свечу зажигания цилиндра, в котором имеются дефектные компоненты. Если имеется необходимость в замене маслоотражательных колпачков стержней всех клапанов, снимите все свечи.
3. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы поршень соответствующего цилиндра оказался в ВМТ конца такта сжатия (см. Раздел Приведение в положение ВМТ такта сжатия поршня первого цилиндра). Если замене подлежат маслоотражательные колпачки стержней всех клапанов, начинайте с цилиндра № 1 и обслуживайте клапаны каждого из цилиндров поочередно. От цилиндра к цилиндру переходите в порядке зажигания (см. Спецификации).
4. Вверните переходник в свечное отверстие и подсоедините к нему шланг от источника сжатого воздуха. Требуемого типа переходник можно найти в любом из магазинов автомобильных аксессуаров.
Многие компрессометры поставляются с резьбовой насадкой, отлично подходящей в качестве переходника для подачи в цилиндр сжатого воздуха через свечное отверстие.
Так выглядит ввинчиваемый в свечное отверстие переходник для подачи в цилиндр сжатого воздуха - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров.
5. Снимите болты, сферические опоры и коромысла клапанов цилиндра с дефектными компонентами, затем извлеките штанги толкателей. Если необходимо заменить маслоотражательные колпачки всех клапанов, следует снять все коромысла и штанги всех толкателей (Раздел Снятие, проверка состояния и установка коромысел и штанг толкателей).
6. Подайте в цилиндр сжатый воздух.
Предупреждение! Давлением воздуха поршень может резко податься вниз, вызвав внезапное проворачивание коленчатого вала. Если для перевода поршня в положение ВМТ использовался торцевой ключ и в этот момент он будет оставлен надетым на болт, ввинченный в торец вала, это чревато получением травмы.
7. Клапаны теперь должны удерживаться давлением воздуха. Если рабочие поверхности клапанов и фаски их седел окажутся заметно изношенными, утечки воздуха могут привести к невозможности удерживания клапанов в закрытом состоянии - в этом случае следует прибегнуть к альтернативному методу.
8. Если доступ к источнику сжатого воздуха отсутствует, или износ клапанов и их седел не позволяет воспользоваться им, следует прибегнуть альтернативному методу удерживания клапанов. Приведите поршень в положение приблизительно 45° перед ВМТ такта сжатия, затем заправьте отрезок нейлонового шнура сквозь свечное отверстие в камеру сгорания, полностью заполнив ее им. Позаботьтесь о том, чтобы из свечного отверстия остался торчать конец шнура достаточной для его последующего извлечения длины. Большой торцевой головкой с воротом вращайте коленчатый вал в нормальном направлении до момента возникновения легкого сопротивления проворачиванию.
9. Заткните ветошью отверстия в головке цилиндров вблизи клапанов во избежание падения в двигатель деталей и инструментов, затем специальным инструментом сожмите клапанную пружину. При помощи маленьких острогубцев или магнита извлеките сухари разрезного замка.
Выпускаются два различных типа инструментов для сжатия клапанных пружин без снятия головки цилиндров с двигателя. Один инструмент зацепляется за нижние витки пружины и при вращении рукоятки обеспечивает нажим на тарелку пружины, тогда как второй инструмент, показанный на рисунке, действует как рычаг, с использованием в качестве точки опоры болт коромысла. Оба типа инструментов работают одинаково хорошо, однако второй стоит несколько дешевле.
10. Применение инструмента для сжатия клапанной пружины без снятия головки с двигателя - сухари разрезного замка могут теперь быть извлечены из канавки на стержне клапана при помощи острогубцев или магнита (предпочтительнее второе).
11. Снимите тарелку или поворотную опору пружины, втулку (используется на некоторых типах клапанов) и сборку клапанной пружины, затем снимите маслоотражательный колпачок направляющей втулки
Компоненты клапана (модели последних лет выпуска имеют незначительное отличие)
12. Наденьте на конец стержня клапана резиновый бандаж или оберните его скотчем с целью предотвращения случайного падения клапана в камеру сгорания, затем перекройте подачу воздуха.
Если вместо сжатого воздуха применялся нейлоновый шнур, слегка поверните коленчатый вал в противоположном нормальному направлении.
13. Проверьте стержень клапана на наличие повреждений. Повращайте клапан в направляющей втулке, стараясь выявить наличие эксцентриситета торца стержня, являющегося признаком изгиба клапана.
14. Подвигайте клапан вверх-вниз во втулке. Наличие точек заклинивания говорит об изгибе стержня или повреждении направляющей втулки. В обоих случаях головка должна быть снята с двигателя для проведения ремонта.
15. Вновь подайте воздух в цилиндр для удерживания клапана в закрытом положении, затем снимите скотч или резиновый бандаж со стержня. Если для удерживания клапана применяется нейлоновый шнур, поверните коленчатый вал в нормальном направлении до момента возникновения легкого сопротивления вращению.
16. Смажьте стержень клапана двигательным маслом, а его торец - сборочной двигательной смазкой и установите новый маслоотражательный колпачок направляющей втулки, свободно натягивая его стержень клапана до полной посадки на выступе втулки.
Внимание! Колпачки надевайте крайне осторожно, стараясь избежать повреждения их об острые края канавок под установку сухарей.
17. Установите на клапан пружину.
18. Установите тарелку клапанной пружины (или поворотную опору). Сожмите пружину и установите сухари разрезного замка в канавку на стержне клапана. Для удерживания сухарей в канавке до отпускания инструмента, сжимающего пружину, нанесите на их внутренние стенки немного густой смазки.
19. Отпустите сжимающий пружину инструмент и удостоверьтесь в правильности посадки сухарей.
20. Отсоедините воздушный шланг и выверните переходник из свечного отверстия. Если применялся шнур, извлеките его из цилиндра.
21. Установите на место Штанги толкателей, коромысла, сферические опоры и мостовые скобы (Раздел Снятие, проверка состояния и установка коромысел и штанг толкателей).
22. Вверните свечу(и) зажигания и подсоедините свечной провод(а) (Глава Настройки и текущее обслуживание).
23. Установите на место крышку головки цилиндров (Раздел Снятие и установка крышки головки цилиндров).
24. Запустите двигатель и проверьте его на утечки масла и наличие посторонних звуков, исходящих из-под крышки головки.