Шестерни и валы механической пятиступенчатой коробки передач
1 – первичный вал, 2 – вторичный вал, 3 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала, 4 – ось блока шестерен промежуточного вала, 5 – ось промежуточной шестерни задней передачи, 6 – синхронизатор 3-ей–4-ой передач, 7 – синхронизатор 1-ой–2-ой передач, 8 – синхронизатор 5-ой передачи, 9 – шариковый подшипник, 10 – гайка крепления шестерни 5-ой передачи на промежуточном валу, 11 – шестерня привода спидометра.
В черных кружках приведены номера передач отдельных шестерен (AR – задняя передача).
Механизм переключения передач пятиступенчатой коробки передач
1 – вал управления, 2 – селектор, 3 – кольцо пружинного замка, 4 – вилки 3-ей–4-ой передач, 5 – вилки 1-ой–2-ой передач 6 – вилки 5-ой передачи, 7 – рычаг включения задней передачи, 8 – штифт пружинного замка, 9 – пружина
Разборка вторичного вала
1 – уплотнительное кольцо, 2 – шестерня 1-ой передачи, 3 – кольцо синхронизатора 1-ой передачи, 4 – синхронизатор 1-ой–2-ой передач
1. Снять стопорное кольцо со ступицы синхронизатора 3-ей–4-ой передач и извлечь кольцо синхронизатора и шестерню 3-ей передачи.
2. Снять стопорное кольцо и два установочных полукольца шестерни 2-ой передачи.
3. Снять с вторичного вала шестерню 2-ой передачи.
4. Снять с вторичного вала шестерню привода спидометра.
5. Снять с вторичного вала синхронизатор и шестерню 5-ой передачи.
6. Снять стопорное кольцо подшипника с вторичного вала и извлечь вторичный вал из средней части картера коробки передач.
7. Снять с вторичного вала уплотнительное кольцо, шестерню 1-ой передачи и кольцо синхронизатора 1-ой передачи (см. рис. Разборка вторичного вала).
8. Извлечь подшипник вторичного вала из средней части картера коробки передач.
Сборка вторичного вала
1. Перед сборкой смазать маслом для коробки передач поверхности взаимодействующих деталей.
2. В средней части картера коробки передач установить подшипник вторичного вала и закрепить стопорное кольцо этого подшипника.
3. Установить пружинные кольца на ступицы синхронизаторов.
4. Установить на вторичный вал кольцо синхронизатора 1-ой передачи и шестерню 1-ой передачи.
5. Установить на вторичный вал уплотнительное кольцо рабочими кромками в направлении от подшипника (см. рис. Разборка вторичного вала).
6. Установить в средней части картера коробки передач подшипник, вторичный вал и стопорное кольцо.
7. Установить в средней части картера коробки передач подшипник, вторичный вал и стопорное кольцо.
8. Установить на вторичный вал шестерню 5-ой передачи, уплотнительное кольцо и синхронизатор 5-ой передачи.
9. Установить на вторичный вал шестерню привода спидометра. Соблюдать расстояние А = 123 ± 0,5 мм.
10. Установить на вторичный вал синхронизатор 1-ой–2-ой передач. Канавка (для вилок) на скользящей муфте этого синхронизатора должна быть направлена вперед.
Установить кольцо синхронизатора, шестерню 2-ой передачи и два установочных полукольца и стопорное кольцо (на рисунке показана установка стопорного кольца синхронизатора 3-ей–4-ой передач).
Установить на вторичный вал шестерню 3-ой передачи, синхронизатор 3-ей–4-ой передач и стопорное кольцо.
Если синхронизатор разбирался, то при его сборке следует обратить внимание, чтобы канавка на скользящей муфте была направлена вперед.
Разборка и сборка блока шестерен промежуточного вала
Разборка блока шестерен промежуточного вала не представляет собой особых трудностей. Следует обратить внимание на то, чтобы не потерять иголок подшипников и дистанционные втулки (переднюю и заднюю) игольчатых подшипников. При сборке следует тщательно установить две дистанционные втулки и покрыть иголки подшипников консистентной смазкой, чтобы они не выпали в процессе установки вала блока шестерен.