Общее описание
Обычная электрическая цепь состоит из электрического элемента, переключателей, реле, двигателей, предохранителей, автоматических выключателей, проводов и разъемов, которые соединяют электрический элемент с аккумуляторной батареей и кузовом. Чтобы помочь при поиске источников неисправности системы электрооборудования в руководстве приводятся схемы электрооборудования автомобиля.
Прежде чем пытаться определить источник неисправности, изучите соответствующую схему электрооборудования для получения представления об элементах в этой цепи. Число возможных источников неисправности можно уменьшить, если проверить работу других элементов, входящих в данную цепь. Если несколько элементов или цепей выходят из строя одновременно, возможно, неисправен предохранитель, общий для этих цепей или элементов, или нарушено соединение с кузовом - «массой».
Причинами неисправности являются ослабленные или окисленные разъемы, нарушение контакта с кузовом, перегоревшие предохранители или неисправные реле. Визуально проверьте состояние всех предохранителей, проводов и разъемов в вышедшей из строя цепи прежде, чем приступать к проверке остальных элементов. Используйте схемы электрооборудования для определения концевых зажимов, которые необходимо проверить для обнаружения источника неисправности.
Основными приборами, необходимыми для обнаружения источника неисправности, являются тестер или вольтметр, контрольная лампа на 12 В, омметр, батарея и набор проводов со щупами, накидной прокол, желательно с автоматическим выключателем или предохранителем, который используется для обхода проверяемых проводов или элементов.
Для отыскания ненадежного соединения или точки короткого замыкания (обычно из-за плохого или загрязненного соединения, или поврежденной изоляции) провода можно потрясти рукой для того, чтобы увидеть, не выходит ли цепь из строя при движении провода. Таким путем можно отыскать точку с ненадежным соединением или точку, в которой происходит короткое замыкание. Этот метод проверки можно использовать наряду с остальными тестами, описанными в следующих подразделах.
Кроме плохого соединения проводов в системе электрооборудования возможны еще два основных типа неисправностей -разомкнутая цепь или короткое замыкание.
Цепь размыкается в результате обрыва в цепи электрооборудования, что прерывает ток, вызывая отключение элемента электрооборудования. Разрыв в цепи вызовет отказ какого-либо элемента электрооборудования в работе, но не приведет к перегоранию предохранителя этой цепи.
Неисправности, связанные с коротким замыканием, вызваны замыканием где-либо в цепи, что приводит к тому, что ток, текущий по цепи, начинает течь по другой цепи, и чаще всего уходит на «массу». Короткое замыкание обычно вызвано разрывом изоляции, что позволяет питающему проводу касаться либо другого провода, либо заземленного элемента, такого, как кузов. Короткое замыкание приводит к перегоранию предохранителя соответствующей цепи.
Обнаружение разрыва цепи
Для отыскания разрыва цепи подсоедините один из щупов контрольной лампы к отрицательной клемме аккумуляторной батареи или «массе» автомобиля.
Подсоедините второй щуп к соединению в проверяемой цепи, желательно расположенному как можно ближе к аккумуляторной батарее или предохранителю.
Подайте напряжение на цепь. Не забывайте, что в некоторых цепях напряжение присутствует только, если повернуть ключ в выключателе зажигания в определенное положение.
Если напряжение присутствует (о чем будет свидетельствовать загоревшаяся контрольная лампа или показания вольтметра), это значит, что часть цепи между соединением и аккумуляторной батареей исправна.
Продолжайте проверку остальной части цепи таким же образом.
Когда будет достигнута точка, где напряжение отсутствует, это значит, что источник неисправности лежит между этой точкой и последней точкой, где напряжение присутствовало. Большинство проблем вызвано плохим соединением.
Обнаружение короткого замыкания
Для проверки цепи на наличие короткого замыкания вначале отсоедините нагрузку цепи (нагрузка - это элементы электрооборудования, которые потребляют электроэнергию, такие, как лампы, двигатели, нагревательные элементы и т.д.).
Снимите предохранитель соответствующей цепи и подсоедините контрольную лампу или вольтметр к клеммам подключения предохранителя.
Включите питание в цепи, при этом не забывайте, что некоторые цепи электрооборудования включаются лишь при повороте ключа в выключателе зажигания в определенное положение.
Если в цепи есть напряжение (о чем свидетельствует контрольная лампа или показания вольтметра), значит, что в цепи произошло короткое замыкание.
Если при проведении проверки напряжения нет, а предохранитель по-прежнему перегорает при подключении той же нагрузки - из строя вышел элемент нагрузки.
Проверка надежности заземления
Отрицательная клемма аккумуляторной батареи подключается к «массе» -кузову, двигателю или коробке передач. Ненадежное или окисленное крепление может привести к отказу элемента или нарушению его работы. Не забывайте, что на многих автомобилях используются «массовые» провода между некоторыми элементами, такими как двигатель/ трансмиссия, и кузовом, то есть в тех местах, где нет непосредственного контакта между металлическими элементами из-за мягких резиновых креплений или слоя краски.
Для проверки надежности заземления элемента необходимо отключить аккумуляторную батарею и подключить один из выводов омметра к надежно заземленному элементу. Подсоедините другой вывод к проводу или соединению с кузовом, которое необходимо проверить. Показываемое омметром сопротивление должно быть равно нулю, если нет, проверьте соединение следующим образом.
Если вызывает сомнение надежность контакта с «массой», разберите соединение, удалите загрязнения и зачистите контакты. При сборке подтяните крепление разъема, нанеся слой технического вазелина или силиконовой смазки для предотвращения коррозии.