Детали коробки передач размещены в картере, который болтами крепится к задней части двигателя.
Крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач. Вторичный вал коробка передач передает крутящий момент через дифференциал к валам привода. Включение передачи осуществляется перемещением скользящей муфты синхронизатора. В результате шестерня жестко соединяется с валом коробки передач.
Механизм блокировки переключения на заднюю передачу
Этот механизм предотвращает переключение непосредственно с пятой передачи на заднюю при движении автомобиля. Для предотвращения переключения на заднюю передачу в нейтральном положении направляющий болт препятствует кулачку переключения.
Рис. 4.22. Работа механизма блокировки переключения с 5-й передачи на заднюю передачу
В случае переключения на пятую передачу вал переключения и выбора передачи поворачивается направо, тем самым кулачок отдаляется в сторону от направляющего болта и двигается наверх возвращая пружину. Поэтому переключение в заднюю передачу в этом положении невозможно из-за направляющего болта (рис. 4.22).
Рис. 4.23. Работа механизма блокировки переключения с нейтрального положения на заднюю передачу
При переключении с нейтрального положения рычага на заднюю передачу между пятой и задней передачей кулачок переключения поворачивается налево и переключение становится возможным (рис. 4.23).
Дифференциал
Дифференциал объединен с картером коробки передач и устанавливается на шасси вместе с двигателем. Он изменяет направление подачи мощности и увеличивает крутящий момент уменьшая скорость.
Главная передача устанавливается параллельно приводным валам и является косозубой цилиндрической зубчатой передачей.
Технические данные коробки передач приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4 Технические данные коробки передач
Описание | Номинальное значение | Предельно допустимое значение |
Передаточное число | | |
первой передачи | 3,818 | |
второй передачи | 2,210 | |
третьей передачи | 1,423 | |
четвертой передачи | 1,029 | |
пятой передачи | 0,837 | |
передачи заднего хода | 3,583 | |
Общее передаточное число | 4,444 | |
Емкость масла, л | 2,1 | |
Классификация трансмиссионного масла | 78W-85 | |
Ширина шпоночной канавки кольца синхронизатора, мм: | | |
1-й передачи | 8,2 | 8,6 |
2-й, 3-й, 4-й передач | 9,6 | 10,0 |
5-й передачи | 9,4 | 9,8 |
Толщина конца вилки переключения, мм: | | |
вилка переключения 1-й - 2-й передачи | 8,7 | 8,1 |
вилка переключения 3-й - 4-й передачи | 7,8 | 7,2 |
вилка переключения 5-й передачи | 7,8 | 7,2 |
Зазор между шестерней и кольцом синхронизатора, мм | 1,0 | 0,5 |
Зазор между обоймой и вилкой переключения, мм | 0,2-0,6 | 1,0 |
Люфт опоры боковой шестерни дифференциала, мм | 0,05-0,33 | - |
Передаточное число шестерни спидометра (ведомого/ведущего), мм | 17/18 | - |