Рис. 14.6. Статическая балансировка колеса: а – пятно наибольшего веса; b – ось колеса; с – места установки балансировочных грузов
Статическая балансировка – это равномерное распределение веса по радиусу колеса (рис. 14.6). Не отбалансированные статически колеса вызывают подпрыгивание автомобиля, называемое «топтанием колеса». Это в итоге приводит к неравномерному износу.
Рис. 14.7. Динамическая балансировка колес: а – пятно наибольшего веса; b – ось колеса; с – места установки балансировочных грузов
Динамическая балансировка – это равномерное распределение веса по отношению к осевой линии так, чтобы при движении колесо не могло двигаться из стороны в сторону (рис. 14.7). При движении на динамически не отбалансированных колесах может возникнуть вибрация.
Общие рекомендации при проведении балансировки
Предупреждение! Отложения инородных материалов на внутренних поверхностях колеса должны быть вычищены. Камни, застрявшие в протекторе, должны быть удалены во избежание травмирования оператора при балансировке, а также для улучшения балансировки. Шина должна быть тщательно осмотрена с целью выявления любых повреждений, а затем отбалансирована в соответствии с рекомендациями изготовителей.
При замене стандартной гайки более тяжелой стопорной гайкой ее следует установить ближе к вентилю, а 14-граммовый балансировочный груз необходимо установить с противоположной стороны на внутреннюю часть обода.
При замене шин всегда устанавливайте стопорную гайку рядом с вентилем так, чтобы она всегда оказывалась с противоположной от 14-граммового груза стороны. Компенсируя тяжелую стопорную гайку, груз улучшает балансировку колеса без его снятия.
Балансировка колеса со снятием его с автомобиля
Балансировку колеса желательно проводить на электронном балансировочном устройстве. Устройство удобно в работе и позволяет выполнить как статическую, так и динамическую балансировку. Хотя с его помощью невозможно откорректировать дисбаланс тормозного барабана или диска, как это делается при балансировке без снятия колеса, этот недостаток компенсируется точностью балансировки (в пределах 3,5 г). При балансировке колесо должно опираться центральным конусным отверстием на балансире (но не болтовыми отверстиями).
Балансировка колес без снятия его с автомобиля
При необходимости балансировка без снятия колеса позволяет устранить вибрации, возникающие вследствие дисбаланса тормозного барабана, диска или декоративного колесного колпака.
Передняя подвеска не должна свободно провисать. При вращении ведущей оси на слишком больших углах может возникнуть чрезмерная вибрация, которая может стать причиной поломок в уплотнениях и соединениях. Необходимо всегда следовать рекомендациям изготовителей оборудования.
При балансировке без снятия не снимайте грузы, установленные ранее при динамической балансировке со снятием колеса. Если потребуется более 28 г дополнительного веса, его следует распределить между внутренним и внешним фланцем обода.
Внимание! Ведомые шины и колеса в сборе должны приводиться во вращение двигателем автомобиля. Необходимо следовать ограничениям скорости.
При вращении ведущих колес не превышайте скорость на спидометре 55 км/час. Это необходимое ограничение, поскольку спидометр показывает только половину фактической скорости, когда одно колесо вращается, а другое остановлено. Превышение безопасного предела скорости вращения может привести к травмам и поломкам.