ЭСУД состоит из электронного блока управления двигателем (ЭБУ), датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.
Элементы электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):
Схема электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):
Элементы ЭСУД 1,6 (8V) (воздушный фильтр снят):
Схема ЭСУД 1,6 (8V):
Электронный блок управления двигателя (ЭБУ)
ЭБУ получает всю необходимую информацию с датчиков и управляет исполнительными механизмами. Как и в большинстве автомобилей фирмы Renault, на автомобиле Lada Largus ЭБУ устанавливается в моторном отсеке на кронштейне за аккумулятором. Он представляет собой электронный блок типа EMS 31.32 с 90-контактным интерфейсным разъемом. (замена ЭБУ)
На рисунках выше показан общий вид подкапотного пространства с расположением элементов ЭСУД, в том числе ЭБУ. а также элементов электрооборудования автомобиля.
В состав ЭБУ входят микроконтроллер со встроенной Flash-памятью (программируемое постоянное запоминающее устройство – ППЗУ) и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), микросхемы АЦП, драйверы управления работой двигателя регулятора холостого хода (РХХ), сигнала управления топливным насосом и т. д. Микроконтроллер формирует напряжение питания нагревателя датчиков кислорода и расхода воздуха. После включения зажигания контролер включает индикатор. расположенный в комбинации приборов, который информирует водителя об исправности или выявлении какой-либо неисправности ЭСУД.
Внешнее диагностическое оборудование подключается к розетке для информационной связи с контроллером по двунаправленной линии K-line.
В ОЗУ при отключении питания (аккумулятора) информация не сохраняется, в отличии от ППЗУ, которое является энергонезависимым устройством.
Лампа (индикатор) на комбинации приборов, сигнализирующая о неисправности ЭСУД
Запрещается эксплуатация автомобиля с постоянно горящим (мигающим) индикатором неисправности ЭСУД. Допускается движение автомобиля до места ремонта. Если неисправность кратковременна, то лампочка погаснет через 10 секунд, при условии, что в памяти ЭБУ не будет других кодов неисправностей, вызывающих включение данного сигнализатора.
Диагностический разъём
Диагностический разъём (колодка диагностики) расположен в вещевом ящике на его задней стенке. С его помощью могут быть считаны коды неисправностей, находящиеся в ЭБУ. На рисунке показано расположение диагностического разъёма, а назначение контактов приведено в таблице ниже.
Распиновка диагностического разъёма
Таблица: Назначение контактов диагностического разъёма
Номер контакта | Назначение |
1 | Шина «+» после включения зажигания |
2, 3 | Земля |
6 | Не используется |
7 | Диагностический сигнал К (шина К-line) |
8-14 | Не используются |
15 | Диагностический сигнал L (шина К-line) |
16 | Шина «+» аккумуляторной батареи |
Датчик положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя (ДПКВ)
Датчик положения и частоты вращения коленчатого вала индуктивного типа, он предназначен для синхронизации работы электронной системы ЭБУ с угловым положением коленчатого вала и первого цилиндра двигателя. Датчик располагается в задней части двигателя напротив задающего венца на маховике двигателя. Задающий венец представляет собой зубчатое колесо. Для синхронизации работы на диске отсутствуют два зуба — это начало отсчета.
При вращении задающего диска в обмотке датчика формируются импульсы переменного тока, сигнал подается непосредственно на ЭБУ.
При отказе датчика пуск двигателя невозможен, датчик проверяют в следующем порядке:
- проверяют целостность соединений;
- отключают колодку соединителя и измеряют сопротивление обмотки датчика, оно должно быть в пределах 200...270 Ом;
- если сопротивление обмотки в норме, к датчику подключают технологический соединитель и с помощью осциллографа проверяют выходной сигнал датчика — амплитуда импульсов должна быть не менее 0,9 В, в противном случае датчик заменяют.
Находится на картере сцепления, над маховиком двигателя.
Датчик температуры входного воздуха (ДТВ)
Датчик температуры имеет в своем составе терморезистор, он установлен во впускном коллекторе. С ЭБУ через токоограничительный резистор на датчик поступает опорное напряжение 5 В. Температура воздуха на впуске рассчитывается по падению напряжения на датчике. ЭБУ использует показания этого датчика для расчета длительности импульсов открытия топливных форсунок и угла опережения зажигания.
На двигателе 1,6 (16V) находится в ресивере спереди.
На двигателе 1,6 (8V) установлен во впускном трубопроводе слева.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик охлаждающей жидкости по конструкции аналогичен предыдущему датчику — это терморезистор, сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре охлаждающей жидкости. Датчик устанавливается на блоке цилиндров, в его задней части. По падению напряжения на датчике ЭБУ определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете параметров системы впрыска и зажигания.
На двигателе 1,6 (16V) находится в отверстии корпуса термостата, расположенного с левой стороны ГБЦ.
На двигателе 1,6 (8V) находится в отверстии с левой стороны ГБЦ.
Датчик фаз (положения распределительного вала)
Датчик фаз индуктивного типа устанавлива ется только на двигатель К4М, его работа основана на эффекте Холла. Датчик установлен на задней части крышки головки блока цилиндров. При прохождении через датчик кромки задающего диска, установленного на распределительном валу, изменяется магнитное поле и формируются импульсы напряжения переменного тока. Сигнал с датчика поступает на ЭБУ для обеспечения работы фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров ДВС. При появлении сбоев в работе датчика ЭБУ вносит в память код ошибки и включает световой индикатор, расположенный на комбинации приборов.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Находится на оси заслонки дроссельного узла (замена).
Датчик детонации (ДД)
На двигателе 1,6 (16V) находится в отверстии на передней стенке блока цилиндров, расположенное в районе между 2-м и 3-м цилиндрами.
На двигателе 1,6 (8V) находится в отверстии на задней стенки БЦ, в районе 3-го цилиндра.
Управляющий датчик концентрации кислорода (УДКК)
Установлен в резьбовом отверстии выпускного коллектора. (замена).
Диагностический датчик концентрации кислорода (ДДКК)
Установлен в трубе системы выпуска отработавших газов после каталитического нейтрализатора. (замена).
Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД)
На двигателе 1,6 (16V) установлен в ресивере справа.
На двигателе 1,6 (8V) установлен во впускном трубопроводе слева.
Датчик скорости автомобиля (ДСА)
Установлен сверху на картере коробки передач.