Рис. 18. Схема решения проблемы защиты автомобилей от коррозии
Идеальным решением было бы устранение причин коррозии. Однако это достижимо лишь в ограниченной мере. Консервация автомобилей в чехлах из полимерных пленок, в контейнерах с осушенным воздухом или азотом обходится очень дорого и поэтому применяется только в особых случаях. Консервация автомобиля и его крупноразмерных узлов и агрегатов с помощью упаковочных ингибированных бумаг не применяется ввиду сложности и малой эффективности.
В определенной мере автомобиль можно защитить от коррозии, поместив его в гараж или иное закрытое отапливаемое помещение. Однако эти способы защиты эффективны при ограниченной эксплуатационной загруженности автомобилей. Автомобили же государственных предприятий и учреждений ежедневно, а многие и в течение нескольких смен, находятся в эксплуатации.
Одной из серьезных проблем во многих городах является также недостаток гаражей для индивидуального пользования.
Другой возможностью уменьшения коррозии является устранение агрессивного действия соли, применяемой в зимнее время на дорогах, а также предотвращение загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Попытка использования ряда добавок к солям для понижения их коррозионной активности не принесла существенного результата. Борьба с загрязнением окружающей среды осуществляется во всех промышленно развитых странах. Однако, с точки зрения уменьшения коррозии автомобилей, делать какие-либо выводы об эффективности этой борьбы на данном этапе преждевременно. Важное значение, с точки зрения защиты от коррозии двигателя, трансмиссии и других агрегатов, имеет снижение коррозионной агрессивности применяемых топлив, смазочных материалов и технических жидкостей.
При проектировании новых автомобилей путем выбора соответствующих материалов и конструктивных решений можно существенно уменьшить коррозионные разрушения. Например, в автомобильных кузовах нашла применение оцинкованная листовая сталь. Ее используют при производстве автомобилей такие фирмы, как «Форд» (США), «Ситроен» (Франция), «Даймлер-Бенц» (ФРГ) и некоторые другие.
При разработке конструкции необходимо избегать различного рода «карманов», в которых собирается дорожная грязь и влага. Особенно важно предусмотреть вентиляцию] коробчатых сечений, располагая при этом вентиляционные отверстия в местах, куда не попадают вода и грязь.
Наряду с традиционными мерами борьбы с коррозией автомобилей (применение лакокрасочных и гальванических покрытий) в последние годы все большее значение приобретают консервационные и рабоче-консервационные нефтепродукты и специальные пленочные покрытия, содержащие маслорастворимые ингибиторы коррозии. Ингибиторы коррозии в последние годы находят применение и в лакокрасочной промышленности, однако рассмотрение ингибированных и неингибированных лакокрасочных материалов выходит за рамки книги.
В последние годы в развитых странах мира производится ежегодно более 0,5 млн. т. маслорастворимых ингибиторов коррозии и многие сотни миллионов тонн ингибированных топлив, смазочных материалов и тонкопленочных покрытий для борьбы с коррозией автомобилей. За относительно короткий срок появились новые эффективные средства защиты металлов от коррозии, изготовленные на нефтяной основе с применением эффективных маслорастворимых ингибиторов коррозии. Столь бурный прогресс именно в этой области средств борьбы с коррозией связан, в первую очередь, с их преимуществами перед другими средствами защиты. Нефтяные ингибированные смазочные материалы можно наносить на самые труднодоступные участки как при производстве автомобилей, так и в процессе эксплуатации. Защитные материалы на нефтяной основе в отличие от других средств могут производиться и применяться в больших количествах, что объясняется довольно широкой сырьевой базой и экономической эффективностью их производства на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах.