Таблица 21. Сравнительные данные по консервации двигателей различными нефтепродуктами при хранении на открытой площадке под навесом в течение 10 лет
Консервационные масла применяют на заводах автомобильной промышленности для межоперационной защиты и консервации готовых изделий. В первом случае масла наносят на изделия методом погружения (на потоке) пли пульверизации (разбрызгивания). Готовые двигатели консервируют, наливая масло в картер с последующим запуском их на 15—20 мин. Можно консервацию двигателя совмещать с обкаткой, для чего в обкаточные масла вводят ингибитор коррозии (например, 10% присадки Акор-1 в обкаточное масло ОМ-2). После кратковременной работы двигателя на холостом ходу защитное масло должно присутствовать на всей поверхности Зеркала цилиндров и других деталей. После этого консервационные масла, как правило, сливают. Эксплуатировать двигатели даже кратковременно на консервационных маслах нельзя.
Ассортимент консервационных масел, а также их основные свойства представлены в табл. 22.
Таблица 22. Характеристика консервационных масел
Масло К-17 (ГОСТ 10877—76) представляет собой высоковязкую маслянистую жидкость темно-коричневого цвета. Его получают введением в смесь трансформаторного я авиационного МС-20 масел комплекса присадок: ПМС-Я, ЦИАТИМ-339, окисленный петролатум, каучук СК-45 и дифениламин. Каждая присадка выполняет определенную функцию. Присадки ПМС-Я и ЦИАТИМ-339 — противокоррозионные; дифениламин (антиокислитель, окисленный петролатумом) — защитная присадка; каучук — добавка для улучшения вязкостных свойств. Масло надежно защищает от коррозии как черные, так и цветные металлы.
Широкие эксплуатационные испытания масла К-17 показали его эффективность при использовании в различных климатических зонах страны при относительной влажности до 100% и температурах воздуха от —50 до +40°С. При разбавлении масла (жидкой смазки) нефтяными маслами (до 20%) оно не теряет своих защитных свойств.
Масла семейства НГ-203 (ГОСТ 12328-77) представляют собой масляный раствор сульфоната кальция (КСК) и окисленного петролатума. Для приготовления консервационных масел НГ-203 используют индустриальные и трансформаторные масла и их смеси. Масла НГ-203 выпускают трех марок: А, Б и В, отличающихся по содержанию ингибитора коррозии. Сульфонат кальция вместе с окисленным петролатумом создают прочные адсорбционно-хемосорбционные слои на поверхности металла, что и обеспечивает высокую защитную эффективность этим маслам. Все марки масла НГ-203 способны защищать от коррозии стальные и чугунные изделия, а также бронзу, латунь, медь, цинк, никелированные, хромированные и кадмированные поверхности.
Масло НГ-204у (ГОСТ 18974—73) получают загущением нитрованных масел кальциевыми и алюминиевыми солями синтетических жирных кислот с добавлением окисленного петролатума и парафина. Отличается хорошей адгезией и водоустойчивостью, не портит лакокрасочных покрытий, защищает черные и цветные металлы и сплавы во всех климатических зонах.
Масло НГ-208 (ТУ 38 101187—71) — это разбавленное масло НГ-204у.
Для защиты от коррозии и смазки деталей автотракторного электрооборудования разработано эмульсионное масло НГ-212 (ТУ 38 101218—72). Оно готовится введением в трансформаторное масло 20% кальциевых солей сульфокислот, окисленного петролатума и антиокислителя — ионола (0,2%). Л1асло хорошо защищает черные и цветные металлы в условиях высокой влажности и температуры.
Для защиты лакокрасочных покрытий от выцветания и растрескивания и защиты кузовов автомобилей от коррозии в жестких условиях хранения и транспортирования (например на палубах морских судов) разработана полужидкая смазка (консервационное масло) ЗЛП (ТУ 38 401125—75). Необходимость разработки данного материала была вызвана тем, что консервационные масла К-17, НГ-204у и другие в жестких условиях не обеспечивают защиту лакокрасочных покрытий от старения и даже сами вызывают изменение их цвета и разрушение. Смазку ЗЛП готовят на основе нефтяного масла с добавлением алюминиевого мыла стеариновой кислоты, церезина, ингибитора коррозии сульфонатного типа и вязкостной присадки. В табл. 23 приведены результаты сравнительных испытаний защитных свойств смазки ЗЛП и жидких консервационных масел К-17, НГ-203А и НГ-204у. Испытания проводились в соответствии с ГОСТ 9.054—75. Приведенные результаты свидетельствуют о том, что смазка ЗЛП превосходит по защитной эффективности консервационные масла.
Таблица 23. Защитные свойства консервационных масел
Смазка ЗЛП не действует разрушающе на лакокрасочные покрытия, не вызывает изменения их цвета при воздействии Ультрафиолетового излучения и эффективно защищает от коррозии кузовную сталь в камере солевого тумана. На защищаемые поверхности смазка ЗЛП хорошо наносится пневмораспылением при температуре 15—25°С.