Система холостого хода состоит из двух воздушных жиклеров 10 (рис. 7.8), по одному в каждой смесительной камере, и двух топливных жиклеров, от которых идут эмульсионные каналы. В каждом канале имеется по два выходных отверстия. При закрытых дроссельных заслонках 29 верхние отверстия расположены выше заслонок. Нижние отверстия расположены ниже заслонок, и их проходное сечение регулируется винтом 30.
Рис. 7.8. Схема карбюратора К-135М и датчика ограничителя частоты вращения: 1 - ускорительный насос; 2 - крышка поплавковой камеры; 3 - воздушный жиклер главной системы; 4 - малый диффузор; 5 - бензиновый жиклер холостого хода; 6 - воздушная заслонка; 7 - распылитель ускорительного насоса; 8 - калиброванный распылитель экономайзера; 9 - нагнетательный клапан; 10 - воздушный жиклер холостого хода; 11 - клапан подачи топлива; 12 - сетчатый фильтр; 13 - поплавок; 14 - клапан датчика; 15 - пружина; 16 - ротор датчика; 17 - регулировочный винт; 18 - смотровое окно; 19 - пробка; 20 - диафрагма; 27 - пружина ограничителя; 22 - ось дроссельных заслонок; 23 - вакуумный жиклер; 24 - прокладка; 25 - воздушный жиклер; 26 - подшипник; 27 - главный жиклер; 28 - эмульсионная трубка; 29 - дроссельная заслонка; 30 - регулировочный винт; 31 - корпус смесительных камер; 32 - большой диффузор; 33 - рычаг привода дроссельных заслонок; 34 - обратный клапан; 35 - корпус поплавковой камеры; 36 - клапан экономайзера
При работе двигателя на малых оборотах холостого хода дроссельные заслонки 29 закрыты, и разрежение создается только около нижних отверстий. За счет этого топливо из поплавковой камеры через главные жиклеры 27 по каналу поступает к топливному жиклеру. После прохода топливных жиклеров бензин смешивается с воздухом, поступающим через воздушные жиклеры 10, и образовавшаяся эмульсия опускается по каналам к выходным отверстиям.
Верхние отверстия находятся выше заслонок, и около них в смесительных камерах действует атмосферное давление. Под действием этого давления воздух будет дополнительно проходить в эмульсионные каналы через верхние отверстия, смешиваясь с проходящей эмульсией. Затем через нижние отверстия эмульсия выходит под дроссельные заслонки, захватывается потоком воздуха, проходящим в щели между заслонками и корпусом, распыляется, испаряется и поступает в цилиндр двигателя. Полученная смесь имеет обогащенный состав.
Работа карбюратора на средних нагрузках
При увеличении открытия дроссельных заслонок верхние выходные отверстия системы холостого хода оказываются под дроссельными заслонками, и теперь около них также будет разрежение. И если при холостом ходе через эти отверстия в эмульсию добавлялся воздух, то теперь из них выходит эмульсия. В результате количество бензина, подаваемого в цилиндры двигателя, увеличивается, что необходимо для увеличения частоты вращения коленчатого вала и возрастания мощности. Одновременно разрежение начинает передаваться в малые диффузоры 4, в результате чего вступает в работу главная дозирующая система.
Главная дозирующая система состоит из двух главных топливных жиклеров (по одному в каждой смесительной камере), двух воздушных жиклеров 3 с эмульсионными трубками 28, помещенными в колодцах, двух больших диффузоров 32 и двух малых диффузоров 4. В малых диффузорах выполнены распылители, которые сообщают колодцы эмульсионных трубок с малыми диффузорами.
На средних нагрузках за счет разрежения в малых диффузорах топливо из поплавковой камеры проходит через главные топливные жиклеры 27 и поступает в колодцы эмульсионных трубок. По колодцам топливо поднимается к распылителям и проходит мимо отверстий, выполненных в стенках эмульсионных трубок. Здесь к топливу подмешивается воздух из воздушных жиклеров главной дозирующей системы 3, создавая пневматическое торможение. Величина пневматического торможения зависит от частоты вращения коленчатого вала, величины разрежения в малых диффузорах, а следовательно, и количества истекающего топлива. Образовавшаяся эмульсия через распылители фонтанирует в малые диффузоры, захватывается потоками воздуха, распыляется, испаряется и идет в цилиндр двигателя. Смесь по составу — обедненная.
Работа карбюратора на больших нагрузках
Главная дозирующая система может приготовить только горючую смесь обедненного состава, при работе на которой двигатель не развивает полной мощности. Полную мощность двигатель может развивать при работе на обогащенной смеси. Для обогащения горючей смеси служит экономайзер. Экономайзер имеет механический привод. Как уже говорилось, экономайзер один, но топливо он подает в обе смесительные камеры. Основными частями экономайзера является клапан 36, который через канал и калиброванные распылители сообщается с большими диффузорами 32 обеих смесительных камер. Экономайзер приводится в работу рычагом привода дроссельных заслонок 33, который при помощи тяги соединен с рычагами привода экономайзера и ускорительного насоса. Роликовый рычаг действует на планку привода дроссельных заслонок.
При переводе карбюратора на большие нагрузки дроссельные заслонки постепенно открываются. При этом рычаг привода дроссельных заслонок 33 опускает тягу и толкатель клапана экономайзера. Когда дроссельные заслонки откроются на 80...85 % своего хода, толкатель откроет клапан экономайзера, и дополнительно к топливу, которое подается в смесительные камеры из главной дозирующей системы, начнет поступать топливо из системы экономайзера. Оно проходит через открывшийся клапан 36 в канал и затем через калиброванные распылители 8 впрыскивается в большие диффузоры 32. На выходе из них топливо смешивается с топливом, поступающим из главной дозирующей системы, распыляется, испаряется и идет в цилиндр двигателя. Приготовленная смесь имеет обогащенный состав.
Ускорительный насос
При резком открытии дроссельных заслонок топливо подается под разрежением, поэтому карбюратор не может обеспечить нормальное обогащение смеси, и двигатель останавливается (глохнет). В таких случаях необходима принудительная подача топлива в цилиндры. Для этой цели и служит ускорительный насос.
В корпусе поплавковой камеры 35 выполнен цилиндр. В цилиндре имеется обратный шариковый клапан 34, который свободно пропускает топливо внутрь цилиндра и не выпускает его обратно. В цилиндре также находится поршень со штоком и пружиной. Шток свободно соединен с планкой привода ускорительного насоса и экономайзера. Цилиндр через канал, нагнетафльный клапан 9 и распылители 7 сообщается с большими диффузорами обеих смесительных камер. Ускорительный насос и экономайзер имеют общий привод.
При работе двигателя на малых оборотах в цилиндре ускорительного насоса под поршнем находится некоторое количество бензина. Если резко открыть дроссельные заслонки, то рычаг привода дроссельных заслонок 33 через тягу резко опустит планку, которая, опускаясь, сжимает пружину, а пружина давит на поршень и заставляет его опускаться. Под давлением поршня бензин из цилиндра вытесняется в канал, поднимает нагнетательный клапан 9 ускорительного насоса и через распылители 7 впрыскивается в большие диффузоры 32. Здесь он захватывается потоком воздуха, распыляется, испаряется и подается в цилиндры двигателя. Передача давления с планки на поршень через пружину необходима для плавного опускания поршня по мере расхода топлива из колодца. Это обеспечивает затяжной впрыск топлива до момента включения в работу главной дозирующей системы и экономайзера. При работе ускорительного насоса смесь резко обогащается.
Работа карбюратора при запуске холодного двигателя
Пусковое устройство карбюратора состоит из воздушной заслонки 6 с автоматическим воздушным клапаном, осью и рычажной системой управления заслонкой. При запуске холодного двигателя воздушную заслонку закрывают. Дроссельные заслонки с помощью специальной тяги, соединяющей рычаги привода воздушной и дроссельных заслонок, слегка приоткрываются.
Поскольку воздушная заслонка закрыта, разрежение создается одновременно ниже дроссельных заслонок и в малых диффузорах. Топливо в смесительные камеры будет поступать через все выходные отверстия системы холостого хода и главную дозирующую систему. Топливо из поплавковой камеры через главные жиклеры 27 будет одновременно поступать по колодцам эмульсионных трубок в распылители малых диффузоров и через топливные жиклеры холостого хода по эмульсионным каналам и через выходные отверстия холостого хода в смесительные камеры. Эмульгирование топлива при запуске холодного двигателя осуществляется через воздушные жиклеры 3 главной дозирующей системы и воздушные жиклеры 10 системы холостого хода. После запуска двигателя воздух в смесительные камеры проходит через автоматический воздушный клапан заслонки 6, который открывается за счет того, что под воздушной заслонкой будет разрежение, а над ней — давление атмосферное. В зависимости от величины разности давлений автоматический воздушный клапан открывается на большую или меньшую величину, пропуская больше или меньше воздуха. При запуске холодного двигателя смесь приготовляется богатого состава.