![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218669.jpg)
Рис. 6.1. Смазочная система и система вентиляции картера двигателя ГАЗ-31029: 1, 14 - шланги; 2 - воздушный фильтр; 3 - фильтрующий элемент; 4 - крышка коромысел; 5 - масляный фильтр; 6 - датчик сигнализатора аварийного давления масла; 7 - клапан масляного радиатора; 8 - запорный краник масляного радиатора; 9 - масляный насос с маслоприемником; 10 - пробка сливного отверстия картера двигателя; И - масляный радиатор; 12 - датчик указателя давления масла; 13 - золотниковое устройство вентиляции картера;
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218670.jpg)
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218671.jpg)
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218672.jpg)
В поддоне картера имеется отверстие для слива масла, закрываемое пробкой 10. Для контроля за работой смазочной системы имеется указатель давления масла на щитке приборов и датчик указателя 12, устанавливаемый в масляной магистрали. На щитке приборов в кабине водителя установлен также сигнализатор аварийного давления масла, а в нижней части масляного фильтра установлен датчик 6 этого сигнализатора.
Масляный насос приводится в работу от шестерни на распределительном валу через дополнительный валик. Во время работы двигателя масляный насос забирает при помощи маслоприемни-ка масло из поддона картера двигателя и направляет его в полнопоточный масляный фильтр 5. Пройдя через фильтрующий элемент, масло поступает в главную масляную магистраль, откуда через каналы в перегородках и стенках картера подводится к коренным шейкам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов, смазывая их. От коренных шеек масло по каналам в самих шейках вала через центробежные грязеуловители, выполненные в шатунных шейках, поступает к шатунным шейкам. Для прохода масла из канала к коренной шейке в верхнем вкладыше имеется специальное сверление, а для того чтобы масло непрерывно поступало к шатунным подшипникам на коренных вкладышах, выполнены кольцевые канавки. К шатунным подшипникам идут каналы, которые проходят через коренные шейки, щеки вала и шатунные шейки. На шатунных вкладышах имеются сверления, при вращении вала совпадающие с масляным каналом в шатунной шейке. В нижней головке шатуна тоже имеется сверление, направленное на правую сторону двигателя по ходу автомобиля. В момент совпадения этих отверстий из них выбрасывается струя масла, направленная вверх. Это масло смазывает разбрызгиванием цилиндры, поршни, поршневые пальцы через зазоры между бобышками поршней и верхней головкой шатуна. Для смазывания втулки и пальца в верхней головке шатуна имеется сверление, через которое масло попадает внутрь втулки верхней головки шатуна. При движении поршня к НМТ маслосъемные кольца снимают с зеркала цилиндров излишек масла, которое через сверления в кольцевых канавках головки поршня с силой выбрасывается внутрь поршня и смазывает поршневые пальцы. Падая вниз, это масло попадает на вращающийся коленчатый вал и разбрасывается им в разные стороны, создавая в картере масляный туман. Разбрызгивается также и масло, которое выдавливается из зазоров шатунных шеек.
К опорным шейкам распределительного вала масло подается по каналам. От задней опорной шейки идет канал, по которому масло подается в полую ось коромысел, а из нее, через радиальные сверления, смазывает втулки коромысел. В коротком плече коромысла имеется продольный канал, выходящий в резьбовое отверстие для регулировочного болта. Болт служит для регулировки теплового зазора в клапанном механизме. В средней его части снаружи имеется кольцевая проточка, к которой подходит канал в плече коромысла. Регулировочный болт со стороны головки имеет продольный канал, радиальным сверлением сообщающийся с кольцевой проточкой болта. Через эти каналы масло под давлением подается на верхний наконечник штанги и смазывает его. Излишки масла по штанге стекают вниз и попадают внутрь толкателей, а через два отверстия сбоку толкателей масло самотеком выходит и смазывает направляющие втулки толкателей. В момент выхода вниз нижней части толкателей эти отверстия выходят из направляющих втулок. Масло из этих отверстий вытекает и смазывает кулачки распределительного вала.
На передней опорной шейке распределительного вала имеются снаружи полукольцевые проточки, а также канал, который выходит на торцевую сторону передней опорной шейки. Через этот канал за счет полукольцевых проточек на шейке масло пульсирующей струей подается для смазывания ромбообразной шайбы, удерживающей распределительный вал от осевого смещения.
Для смазывания распределительных зубчатых колес в теле подшипника передней опорной шейки имеется канал, от которого по трубке масло пульсирующей струей подается на шестерни.
В смазочной системе имеется три клапана:
- редукционный в масляном насосе;
- перепускной в масляном фильтре;
- предохранительный в приводе масляного радиатора.
Редукционный клапан служит для ограничения максимального давления в смазочной системе двигателя. Масляный насос подает в систему значительно больше масла, чем это требуется. Давление масла, как правило, выше требуемой величины. Особенно это наблюдается в холодное время года или пока двигатель не прогрет до нормальной температуры. Очень высокое давление может привести к выдавливанию прокладок, вырыву или разрыву трубопроводов. Редукционный клапан ограничивает максимальное давление, предохраняя приборы и детали смазочной системы. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля происходит износ сопряженных пар. Зазор между ними возрастает, увеличивая расход масла. Это особенно актуально для коренных и шатунных подшипников кривошипно-шатунного механизма и подшипников распределительного вала. Редукционный клапан, поддерживая нормальное давление, уменьшает перепуск масла.
Перепускной клапан устанавливается в центральном трубчатом стержне и предназначен для перепуска неочищенного масла в случае загрязнения фильтрующего элемента. При чистом фильтрующем элементе разница давлений в корпусе фильтра перед фильтрующим элементом и внутри центрального стержня после прохода маслом фильтрующего элемента уменьшает давление, но не больше чем на 10...20 кПа (0,1...0,2 кгс/см2). При загрязнении фильтрующего элемента увеличивается сопротивление проходу масла, и в результате снижается давление масла. Если снижение давления достигнет 60...70 кПа (0,6...0,7 кгс/см2), то перепускной клапан открывается, пропуская часть неочищенного масла в главную масляную магистраль.
Предохранительный клапан устанавливается в системе масляного радиатора. После открытия краника включения масляного радиатора масло отодвигает шариковый клапан 7, сжимая пружину, поступает в масляный радиатор и, пройдя через сердцевину радиатора, сливается в поддон картера двигателя.
Нормальное давление масла в смазочной системе должно находиться в пределах 0,2...0,4 МПа (2...4 кгс/см2). При работе двигатель может перегреваться, что приводит к разжижению масла и падению давления. Масляный радиатор включен в систему параллельно, и в него из главной масляной магистрали отходит около 20% масла. Если произойдет сильное разжижение масла, то большая его часть начнет поступать в радиатор, так как через радиатор ему проходить легче. К трущимся поверхностям масла будет подаваться недостаточно, что может привести к выплавлению коренных и шатунных подшипников. Для предотвращения этого служит предохранительный клапан. Если давление масла станет меньше 70...90 кПа (0,7...0,9 кгс/см2), пружина прижмет шарик к седлу и прекратит подачу масла в масляный радиатор, хотя краник включения радиатора продолжает быть открытым.
Контроль за работой смазочной системы осуществляется тремя приборами: указателем давления масла, датчик 12 которого установлен в главной масляной магистрали, сигнализатором аварийного давления, также расположенным на щитке приборов; датчиком сигнализатора 6 аварийного давления масла.
Уровень масла в картере двигателя контролируется масломерной линейкой.