Электрофакельное устройство (термостарт)
Это устройство предназначено для ускорения пуска холодного двигателя ЗИЛ-645 при температуре окружающего воздуха до —25°C. Принцип его работы основан на испарении топлива в штифтовых свечах накаливания и воспламенения образующейся топливной смеси. Возникающий при этом факел подогревает воздух, поступающий в цилиндры двигателя.
Штифтовые свечи ввернуты во впускные трубопроводы, и к ним подведены трубопроводы с электромагнитным топливным клапаном. Топливо к клапану подводится из системы питания двигателя.
При включении термостарта на спирали свечей подается напряжение через добавочный резистор термореле, установленного в кабине за приборной панелью.
После нагрева свечей до необходимой температуры замыкаются контакты термореле и открывается электромагнитный топливный клапан. Одновременно загорается сигнализатор готовности двигателя к запуску. При включении стартера топливоподкачивающий насос подает топливо через электромагнитный клапан к раскаленным свечам, где топливо испаряется и воспламеняется. Одновременно с этим на спирали свечей подается полное напряжение аккумуляторной батареи, добавочный резистор термореле при этом отключается.
Жидкостный подогреватель двигателя
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218662.jpg)
Рис. 5.6. Жидкостный подогреватель двигателя: 1, 5 - корпус вентилятора; 2 - электродвигатель вентилятора; 3 - источник высокого напряжения; 4 - муфта; 6 - подшипник; 7 - магнитный клапан; 8 - наконечник электрода зажигания; 9 - электронагреватель форсунки; 10 - корпус форсунки; 11 - электрод зажигания; 12 - жидкостный патрубок (выход жидкости); 13 - форсунка; 14 - предохранитель; 15, 16 - датчики температуры; 17 - жидкостный патрубок (вход); 18, 26 - опоры; 19, 20 - трубы теплообменника соответственно внутренняя и наружная; 21 - теплообменник; 22 - завихритель; 23 - газоотводящий патрубок; 24 - шайба индикатора пламени; 25 - индикатор пламени; 27 - топливный насос; 28 - сливной топливопровод; 29 - питающий топливопровод; 30 - шестеренный привод; 31 - крыльчатка вентилятора; 32 - всасывающий воздушный патрубок;
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218663.jpg)
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218664.jpg)
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218665.jpg)
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218666.jpg)
Подогреватель предназначен для подогрева холодного двигателя перед запуском и автоматической поддержки температуры в системе охлаждения и в кабине водителя. Подогреватель (рис. 5.6) работает на топливе из системы питания дизеля и состоит:
- из котла, включающего в себя горелку и газожидкостный теплообменник;
- блока управления жидкостного насоса с электродвигателем;
- топливного фильтра с электронагревателем топлива.
Горелка имеет электродвигатель 2, вентилятор 31, топливные насосы 27 с шестеренным приводом 30, форсунку 13, источник высокого напряжения 3 и два электрода для электроискрового розжига. В горелке подогревателя происходит образование смеси топлива с воздухом, воспламенение и горение смеси.
Контроль за горением осуществляется с помощью индикатора пламени 25. В топливопроводе на участке между топливным насосом подогревателя и форсункой установлен электромагнитный клапан, служащий для включения и выключения подачи топлива к форсунке. Распыленное форсункой топливо смешивается с воздухом и сгорает, а избыточное топливо, подаваемое топливным насосом, перепускается через редукционный клапан и сливается в топливный бак.
В теплообменнике теплота от продуктов сгорания передается жидкости, циркулирующей через жидкостную полость теплообменника. Циркуляция жидкости между системой охлаждения двигателя, отопления кабины и теплообменником подогревателя осуществляется с помощью электрического жидкостного насоса.
Для управления работой подогревателя и предохранения его от перегрева на теплообменнике размещены два управляющих датчика температуры 15, 16 и датчик перегрева с кнопкой.
Пусковой подогреватель двигателя автомобиля ГАЗ-3307
Подогреватель предназначен для прогрева двигателя при пуске его при низких температурах окружающего воздуха. Подогревателями оборудуются автомобили, предназначенные для работы в регионах с низкими зимними температурами. Работает подогреватель на бензине. Подогреватель 12 входит в состав пускового оборудования двигателя (рис. 5.7) и состоит из теплообменника и горелки. Теплообменник представлен двумя газоходами (внутренним и наружным) и двумя жидкостными рубашками, соединенными между собой. В камеру сгорания бензин подается самотеком из бачка 3 через электромагнитный запорный клапан 6. При включении переключателя пульта управления ток поступает в катушку, сердечник электромагнитного клапана при этом оттягивается, и бензин поступает в камеру сгорания подогревателя. При выключении переключателя сердечник, на котором расположен резиновый уплотняющий клапан, под действием пружины перекрывает бензопровод.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218667.jpg)
Рис. 5.7. Пусковое оборудование двигателя: 1 - заливная горловина; 2 - пульт управления; 3 - бензиновый бачок; 4 - вентилятор; 5 - воздухоподводящий шланг; 6 - электромагнитный клапан; 7 - свеча; 8 - дренажная трубка; 9 - пробка; 10 - газоотводящий патрубок; 11 - сливной кран; 12 - подогреватель
Воздух для горения подается вентилятором 4. Первоначальное воспламенение смеси производится свечой накаливания 7. Когда в камере устанавливается устойчивое горение, свеча выключается.
Образующиеся в результате горения газы закрученным потоком проходят по газоходам и подогревают жидкость, находящуюся в теплообменнике, и масло в поддоне картера. Жидкостная полость теплообменника подогревателя посредством штуцеров и трубок соединена с системой охлаждения двигателя.