Разберем устройство и работу термостата на примере термостата двигателя ЗИЛ-5301 (рис. 5.5), а также двигателей модели ЗИЛ-645.
Рис. 5.5. Термостат: 1, 12 - стойки; 2 - перепускной клапан; 3 - баллон; 4 - активная масса (церезин); 5 - упорная шайба; 6 - компенсационная пружина; 7 - возвратная пружина; 8 - обойма; 9 - мембрана; 10 - буфер; 11 - втулка; 13 - шток; 14 - регулировочный винт; 15 - радиаторный клапан; 16 - седло клапана
Термостат состоит из термосилового датчика — буфера 10 с твердым наполнителем, штока 13, входящего во втулку термосилового датчика 11, регулировочного винта 14, стоек корпуса 1 и 12, основного радиаторного клапана 15, перепускного клапана 2, пружин возвратной 7 и компенсационной 6.
Детали термостата изготовлены из латуни. Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор. В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти вся теплота отводится за счет обдува двигателя воздухом, и охлаждающая жид
кость через радиатор не циркулирует. Чтобы не разморозить радиатор (в случае применения в качестве охлаждающей жидкости воды), необходимо при отрицательных температурах окружающего воздуха держать жалюзи (если они предусмотрены на автомобиле) закрытыми и только при повышении температуры жидкости до 90°C слегка их приоткрывать. Если жалюзи нет, необходимо пользоваться чехлом или шторками. Оптимальный температурный режим оказывает решающее влияние на износ двигателя и экономичность его работы. Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется указатель.
В термосиловом датчике термостата заключено термоактивное вещество 4 — церезин специальной разгонки. Церезин обладает высоким коэффициентом объемного расширения в определенном диапазоне температур. При прогреве двигателя церезин расширяется и шток 13 выходит из втулки термосилового датчика. Шток упирается в регулировочный винт 14 и перемещает вниз термосиловой датчик — втулку 11 и клапаны, преодолевая сопротивление пружин 7 и 6. При этом радиаторный клапан 15 открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При температуре 85°C радиаторный клапан открывается полностью и вся жидкость направляется в радиатор. При охлаждении двигателя ниже 70°C радиаторный клапан закрывается и вся жидкость прокачивается жидкостным насосом, минуя радиатор.
Ни в коем случае нельзя снимать термостат. В холодное время года двигатель без термостата прогревается долго и работает при низкой температуре охлаждающей жидкости. В результате ускоряется износ двигателя, увеличивается расход топлива, происходит обильное отложение смолистых веществ, не обеспечивается нормальная температура воздуха в кабине автомобиля. Прогрев двигателя без термостата увеличивает износ его на величину, соответствующую пробегу 150...200 км.
В теплое время года при отсутствии термостата большая часть охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу (через рубашку охлаждения двигателя), минуя радиатор, что может вызвать перегрев двигателя.