Автомобильные двигатели имеют комбинированную смазочную систему: под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Наиболее нагруженные детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов (коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, коромысла, распределительные шестерни при нижнем расположении распределительного вала) смазывается под давлением.
Цилиндры, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, кулачки и шестерни распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Самотеком смазываются нижние наконечники штанг, направляющие втулки толкателей и частично кулачки распределительного вала.
Масла должны иметь возможно более низкую температуру застывания и определенные вязкостные свойства, быть в необходимой степени физически и химически стабильными, обладать минимальным коррозионным воздействием на металлы, не содержать механических примесей и воды. Масла в двигателях работают в очень тяжелых условиях, испытывая воздействие перепадов давления от ниже атмосферного до 100 МПа (1000 кгс/см2) и высоких температур (до 2500°C во время рабочего хода).
При работе двигателя масло частично попадает в камеру сгорания и там сгорает, образуя нагар. Слой нагара ухудшает отвод теплоты от деталей, способствует появлению детонации и калильного зажигания, отрываясь от стенок, загрязняет масло твердыми частицами. Количество образующегося нагара зависит от качества масла и его расхода, а также от качества топлива. Предельная толщина нагара зависит от теплового режима работы двигателя: чем холоднее стенки камеры сгорания, тем больше отлагается нагар.
Наибольшее распространение получили следующие сорта масел (ГОСТ 10541-78):
- М-8Г1 (зимнее), М-12Г1 (летнее), М63/10Г1 (всесезонное) — для эксплуатации высокофорсированных двигателей легковых автомобилей;
- М-43/8Г(рк) — всесезонное универсальное рабочее и консервационное моторное масло, допущено к применению в карбюраторных двигателях и дизелях, обеспечивает работоспособность двигателя в интервале температур окружающего воздуха — 30...+50°C и консервацию двигателя в течение 15 лет;
- М-8В — всесезонное масло для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей;
- М-63/10В — всесезонное универсальное моторное масло для карбюраторных двигателей. Может применяться в безнаддувных дизелях. Эта марка масла внесена в карту смазки двигателя КамАЗ-740 и может заменять масла М-8Г2к и М-10Г2к;
- M-43/6B1 — загущенное масло, обеспечивающее надежную работу карбюраторных двигателей в условиях Крайнего Севера и позволяющее без подогрева запустить двигатель при температуре до —35°C. Его можно также применять в дизелях автомобилей КамАЗ-740 северного исполнения.
Для дизелей рекомендуются следующие моторные масла:
- М-8В2 (ТУ 38.401-58-37—92) для малофорсированных дизелей для эксплуатации в зимних условиях;
- М-10В2 (ГОСТ 8581—78) для малофорсированных безнаддувных дизелей для эксплуатации в летних условиях;
- М-8Г2у (ТУ 38.401-58-21—91) для высокофорсированных безнаддувных или с невысоким наддувом дизелей для эксплуатации в зимних условиях и с увеличенным пробегом до смены масла;
- М-10Г2у (ТУ 38.401-58-21—91) для высокофорсированных безнаддувных или с невысоким наддувом дизелей для эксплуатации в зимних условиях;
- М-8Г2 (ГОСТ 8581—78) для эксплуатации в летних условиях;
- М-8Г2 (ГОСТ 8581—78) для эксплуатации в зимних условиях автомобилей КамАЗ и автобусов «Икарус»;
- М-10Г2к (ГОСТ 8581—78) для эксплуатации в летних условиях.