Необходимо, чтобы дизельное масло было вязким и липким, чтобы при смазывании оно хорошо прилипало к трущимся поверхностям и не выдавливалось из зазоров между ними.
Смазывающая способность масла должна сохраняться при изменении температуры в тех пределах, при которых происходит работа двигателя, т. е. необходимо, чтобы масло не разлагалось при нагревании от стенок цилиндров во время работы и не замерзало в картере двигателя при остановках.
Масло должно иметь высокую температуру вспышки; попавшее в камеру сгорания масло при воспламенении должно сгорать без остатка, так как в противном случае образуется нагар, который будет засорять камеру сгорания.
Необходимо также, чтобы масло было стабильным, т. е. не изменяло своего состава и свойств при длительном хранении, чтобы стойко сопротивлялось окисляющему действию кислорода воздуха и было стойким против осмоления.
В дизельном масле не допускается содержание механических примесей (песок, грязь, частицы металла), кислот и шел очей, разъедающих металл, и воды, которая ухудшает интенсивность и условия смазки трущихся поверхностей и вызывает их коррозию.
Сорт масла подбирается для каждого типа двигателя с учетом особенностей его конструкции (степень сжатия, число оборотов, система охлаждения и др.) и внешних температурных условий (климатические, время года), в которых приходится работать двигателю. Поэтому для каждого двигателя следует применять масло того сорта, который указан в соответствующем заводском руководстве.
К дизельным маслам предъявляются более высокие требования, чем к маслам для карбюраторных двигателей. Более высокие нагрузки на коренные и шатунные подшипники в дизелях заставили отказаться от применения в них баббитов в качестве подшипниковых сплавов и перейти к применению свинцовистой бронзы. Но свинцовистая бронза легко подвергается коррозии под влиянием кислот, содержащихся в картерном масле. Поэтому масла, не отвечающие требованиям по стабильности и содержанию кислот, применять для дизелей нельзя.
Маcла для дизелей должны обладать большей вязкостью, чем масла, применяемые для карбюраторных двигателей, причем вязкость не должна сильно изменяться при повышении температуры. Это необходимо потому, что температурный режим и удельные давления между трущимися поверхностями в дизеле значительно выше, чем в карбюраторных двигателях, и смазка легче выдавливается из зазоров.
Перечисленным повышенным требованиям не удовлетворяют масла даже самых высококачественных сортов, применяемые для карбюраторных двигателей. Поэтому в масла для дизелей вводятся присадки, придающие маслу противо-окислительные, противокоррозионные свойства и повышающие смазывающую способность.
Качество масел характеризуется рядом показателей, определяющих физико-химические свойства масел. Эти показатели определяются при специальных испытаниях масел. Перечень физико-химических свойств и показатели, которым должны соответствовать дизельные масла, указаны в специальных Государственных общесоюзных стандартах (ГОСТ).
В 1950 г. на дизельные масла с присадкой введен стандарт (ГОСТ 5304—50), который предусматривает выпуск дизельного масла двух марок: 3 — зимнего и Л — летнего. В качестве зимнего масла применяется масло индустриальное 50 (машинное СУ) с добавкой 3% специальной присадки. В качестве летнего масла применяется смесь авиационного масла МК-22 с индустриальным 50 или веретенным АУ и с добавкой 3% специальной присадки.
Летнее и зимнее дизельные масла отличаются главным образом вязкостью и температурой застывания.
При транспортировке, хранении и заправке необходимо принимать меры, исключающие возможность загрязнения и обводнения дизельного масла. До заправки масло должно подвергаться отстою и храниться в плотно закрытой посуде.