Устройство и работа двухсекционного масляного насоса
На двигателях автомобилей ЗИЛ-433100, КамАЗ, а также двигателях ранее выпускавшихся автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и некоторых других устанавливаются двухсекционные масляные насосы.
Двухсекционный масляный насос (рис. 6.4) состоит из корпуса верхней секции 6, в котором установлены ведущая 7 и ведомая 4 шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении. Ведущая шестерня при помощи шпонки установлена на ведущем валу 5. Ведомая шестерня свободно установлена на отдельной оси. Верхняя секция закрывается крышкой 9, в которой располагается редукционный клапан 13, состоящий из плунжера, пружины и пробки. Плунжер перекрывает канал, соединяющий полости низкого и высокого давлений. Корпус нижней радиаторной секции 1 крепится к корпусу верхней секции при помощи болтов.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218675.jpg)
Рис. 6.4. Двухсекционный масляный насос и маслоприемник: а - конструкция; б - схема работы; в - поступление масла при чистой сетке; г - поступление масла в случае засорения сетки; 1 - корпус нижней секции насоса; 2 - болт, соединяющий корпуса секций насоса; 3 - прокладка; 4 - ведомая шестерня верхней секции; 5 - вал насоса; 6 - корпус верхней секции; 7 - ведущая шестерня верхней секции; 8 - стопорное кольцо; 9 - крышка масляного насоса; 10 - штифт; 11 - ведущая шестерня нижней секции; 12 - ведомая шестерня нижней секции; 13, 15 - редукционные клапаны; 14 - место установки крана включения масляного радиатора; 16 - верхняя секция; 17 - нижняя секция; 18 - корпус маслоприемника; 19 - трубка; 20 - пружина; 21 - сетка
Вал насоса 5 проходит через крышку верхней секции, и на его конце также при помощи шпонки установлена ведущая шестерня 11 нижней радиаторной секции. Она находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 12, свободно вращающейся на оси. В корпусе нижней секции установлен перепускной клапан, состоящий из шарика, пружины и пробки. Шарик прижимается пружиной и перекрывает отверстие канала, через который сообщаются нагнетательная и всасывающая полости.
Опишем принцип работы насоса. Масло забирается из поддона картера двигателя при помощи маслоприемника, состоящего из корпуса, приемной трубки и сетчатого фильтра для грубой очистки масла. Сетка крепится на корпусе пружиной. При чистой сетке масло свободно проходит и по трубке поступает в масляный насос. При загрязнении сетки около заборной трубки создается разрежение, под действием которого концы сетки отходят от корпуса, и через образовавшиеся щели неотфильтрованное масло проходит в масляный насос.
При работе двигателя ведущие шестерни обеих секций масляного насоса вращаются по ходу часовой стрелки, а ведомый — в противоположном направлении. В верхней части корпуса (называем условно) при вращении шестерен зубья выходят из зацепления и между ними появляется разрежение, за счет которого из поддона поступает масло, заполняя пространство между зубьями. При дальнейшем вращении зубья переносят это масло. В нижней части (полость высокого давления) зубья входят в зацепление, выдавливая масло, которое под давлением идет в канал. Аналогично работают обе секции. Для ограничения давления нагнетательная секция имеет редукционный клапан. Если давление в полости высокого давления превысит значение, на которое отрегулирована пружина, плунжер, сжимая пружину, отойдет от седла, и часть масла из полости высокого давления будет переходить в полость всасывания.
Радиаторная секция масляного насоса работает аналогично, но перепускной клапан начинает перепускать масло, когда будет закрыт краник включения в работу масляного радиатора. Это необходимо для уменьшения сопротивления вращению шестерен и, следовательно, меньшего расхода мощности двигателя.
Устройство и работа односекционного масляного насоса
На двигателях автомобилей «ГАЗель», ГАЗ-3307 и некоторых других устанавливаются односекционные шестеренчатые насосы, имеющие следующее устройство: в корпусе установлен валик, на внутреннем конце которого при помощи шпильки закреплена ведущая шестерня масляного насоса. Она находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, свободно вращающейся на оси. Корпус насоса закрывается крышкой. Для уплотнения между корпусом и крышкой имеется картонная прокладка. К корпусу присоединяется приемный патрубок с сеткой.
Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, шестерни имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Маслоприемник и приемный патрубок масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава. На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку.
Насос приводится в работу от шестерни распределительного вала вместе с датчиком — распределителем зажигания. Он состоит из корпуса, в котором помещен валик. С этим валиком при помощи штифта соединены вал масляного насоса и приводная шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. На верхнем конце при помощи шпильки установлена втулка. С валиком соединен валик датчика-распределителя зажигания.
Для ограничения максимального давления в корпусе масляного насоса расположен редукционный клапан плунжерного типа. Под действием давления масла на торец плунжера плунжер, преодолевая усилие пружины, перемещается. При достижении определенного уровня давления плунжер открывает отверстие сливyого канала, выпуская излишнее масло в приемную полость насоса. Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу колпачка и крепится шплинтом, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса. Редукционный клапан не регулируется, и необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины.
Масляный насос двигателей ВАЗ-2110, -2111, -2112, -1111 и -11113
Отличается по своему устройству от масляных насосов большинства моделей двигателей (рис. 6.5). Он состоит из корпуса 5, закрытого крышкой 2, маслоприемника 4 и пары шестерен 6 и 7. Располагается насос на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 7 насоса при помощи двух лысок устанавливается на переднем конце коленчатого вала двигателя и имеет внутреннее зацепление с ведомой шестерней 6. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. В верхней части канала установлен жиклер, ограничивающий подачу масла к деталям головки блока цилиндров.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/218676.jpg)
Рис. 6.5. Детали масляного насоса двигателей ВАЗ-2110, -2111, -2112, -1111 и -11113: 1 - передний сальник коленчатого вала; 2 - крышка насоса; 3 - резиновое уплотнительное кольцо; 4 - маслоприемник; 5 - корпус насоса; 6 - ведомая шестерня; 7 - ведущая шестерня; 8 - плунжер редукционного клапана; 9 - пружина клапана; 10 - пробка; 11 - уплотнительное кольцо
Для ограничения максимального давления масла в смазочной системе в насосе установлен редукционный клапан плунжерного типа, состоящий из плунжера 8, пружины 9, уплотнительного кольца 11 и пробки 10.