Трубчато-пластинчатый радиатор смазочной системы автомобиля «Волга» ГАЗ-31029 состоит из двух бачков 3 (рис. 6.9), между которыми находится сердцевина, изготовленная из плоских трубок. Для увеличения площади охлаждения трубки помещены в поперечные пластины. Масло подводится из главной масляной магистрали по подводящему шлангу 4. Радиатор управляется краном 5. Чтобы включить радиатор в работу, нужно повернуть ручку крана так, чтобы она была параллельна шлангу 4 (рис. 6.9, в). Охлажденное масло по шлангу 1 стекает в поддон картера двигателя. Радиатор снабжен штуцером с предохранительным (ограничительным) клапаном 6. При включенном радиаторе и нормальном давлении в системе масло отодвигает шарик, сжимая пружину, и через открытый клапан проходит в радиатор. Если давление в системе ниже 90 кПа (0,9 кгс/см2), пружина прижмет шарик к седлу и перекроет доступ масла в радиатор.
Рис. 6.9. Масляный радиатор: а - общий вид: 1, 4 - шланги; 2 - масляный радиатор; 3 - бачок; 5 - кран; 6 - штуцер с предохранительным (ограничительным) клапаном; б - кран закрыт; в - кран открыт
У двигателей автомобилей ЗИЛ-5301 и всех модификаций радиатор выполнен в виде змеевика, который располагается последовательно между масляным насосом и главной масляной магистралью. Следовательно, все масло, перекачиваемое насосом, проходит предварительно через радиатор и только потом поступает в главную масляную магистраль.