- очистите гнезда вкладышей коренных подшипников. Убедитесь в том, что детали чистые и не имеют повреждений;
- обратите особое внимание на очистку нагара в гнездах замков вкладышей;
- проверьте маркировку на блоке цилиндров и коленчатом валу.
Кроме того, для надежной работы двигателя необходимо произвести классификацию коренных подшипников коленчатого вала.
Рис. 4.56. Маркировка коленчатого вала и блока цилиндров
Каждое гнездо коренных подшипников промаркировано номером цилиндра, а также буквой, обозначающей класс блока цилиндров и коленчатого вала (рис. 4.56).
Устанавливать в блок цилиндров можно только коренные подшипники, подобранные в соответствии с табл. 4.2.
Примечание. При установке обильно смажьте подшипники со стороны коленчатого вала.
Последовательность сборки двигателя:
1) нанесите полимеризующуся прокладочную мастику (Р/М 1 161 059-9) на промежуточную секцию. Покройте поверхность полностью, но избегая подтеков, чтобы мастика не попала в каналы и отверстия для болтов. Используйте валик с короткой щетиной 951 1205;
2) установите вкладыши подшипников в промежуточную секцию. Поверхность гнезд подшипников должна быть сухой;
3) обильно смажьте вкладыши подшипников и упорные вкладыши.
4) установите коленчатый вал. Вал нельзя проворачивать до тех пор, пока промежуточная секция не будет закреплена на своем месте;
5) установите промежуточную секцию. Затяните болты промежуточной секции и коленчатого вала в 5 приемов. Заканчивать выполнение каждого приема, прежде чем приступать к следующему. Максимально допустимая длина болта М10 — 118 мм:
- затяните все болты М10 моментом 20 Н·м;
- затяните болты М10 моментом 45 Н·м;
- затяните болты М8 моментом 24 Н·м;
- затяните болты М7 моментом 17 Н·м;
- доверните болты М10 на 90°;
6) убедитесь в том, что коленчатый вал вращается плавно, без заеданий;
Рис. 4.57. Измерение осевого люфта
7) измерьте осевой люфт, используя индикатор часового типа, магнитную плиту и магнитную стойку (рис. 4.57). Осевой люфт должен составлять 0,08—0,19 мм;
8) установите задний сальник коленчатого вала;
9) смажьте поверхности сопряжения: шейку вала и рабочие кромки сальника. Наденьте сальник на оправку;
Рис. 4.58. Запрессовка сальника коленчатого вала
10) запрессуйте сальник (рис. 4.58) до упора оправки в коленчатый вал. Если на шейке коленчатого вала имеется след износа, запрессовать сальник глубже, чем он располагался раньше;
11) соберите поршни и шатуны;
Примечание. Стрелка на головке поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя, т.е. в сторону ремня привода распределительных валов. Цифровая маркировка на шатуне должна быть обращена к впускной стороне блока (сторона, где расположен стартер).
12) поставьте стопорное пружинное кольцо поршневого пальца и убедитесь, что оно зафиксировалось в проточке. Разрез стопорного кольца должен быть обращен вниз;
Рис. 4.59. Установка поршневых колец: 1 - компрессионное кольцо (маркировкой вверх); 2 - компрессионное кольцо (фаской вниз); 3 - маслосъемное кольцо (маркировкой вверх)
13) установите поршневые кольца (рис. 4.59);
14) используя приспособление для сжатия поршневых колец, установите кольца так, чтобы их замки были разведены на угол около 120°;
15) очистите и просушите гнезда подшипников в шатунах и крышках;
16) установите в шатуны и крышки вкладыши подшипников;
17) установите на резьбу шатунных болтов защитные технологические колпачки;
Примечание. При повторном использовании старых вкладышей подшипников последние необходимо установить на их собственные места.
18) смажьте моторным маслом стенки цилиндров, поршни и вкладыши подшипников;
19) установите поршни в цилиндры;
Примечание. Коленчатый вал нельзя проворачивать до тех пор, пока не будут затянуты болты крышки нижней головки установленного шатуна.
20) при установке каждого поршня повернуть коленчатый вал таким образом, чтобы шатунная шейка, соответствующая вставляемому поршню, находилась в самом нижнем положении;
21) проверьте соответствие классов поршней. Вставляйте поочередно поршни в цилиндры, используя приспособление для сжатия поршневых колец;
22) снимите защитные колпачки и установите крышки шатунных подшипников;
23) проверьте соответствие маркировки шатунов и крышек шатунных подшипников;
24) затяните шатунные болты в два приема (использовать новые шатунные болты. Перед установкой смажьте болты маслом):
- затяните болты моментом 20 Н·м;
- доверните на 90°;
25) убедитесь в том, что шатуны легко перемещаются в поперечном направлении;
26) установите маслозаборник масляного насоса с трубкой;
27) установите прокладку на трубку маслозаборника;
28) подсоедините трубку. Затяните с моментом 17 Н·м;
29) установите новые уплотнения масляных каналов;
30) установите масляный картер. С помощью валика с короткой щетиной нанести на картер полимеризующуюся прокладочную мастику (РЛМ 1 161 059-9);
31) вставьте четыре болта и установить картер вровень с задней поверхностью блока. Допустимое отклонение±0,025 мм. Для проверки используйте штангенциркуль и щуп;
32) затяните болты до момента 17 Н·м, начиная с передней части и продвигаясь назад;
33) установите новый масляный фильтр;
34) установите навесное оборудование, агрегаты и детали в порядке, обратном разборке;
35) установите маховик/ведущий диск используя зубчатый фиксатор 999 5112 и специальные болты 999 5593;
36) установите маховик, используя три специальных болта и затяните их до момента 45 Н·м;
37) установите остальные стандартные болты (новые) и затяните их до момента 45 Н·м;
38) замените три специальных болта на новые стандартные и затяните их до момента 45 Н·м;
39) все болты крепления маховика доверните на 65°;
40) установите двигатель на автомобиль.