В связи с постоянным ужесточением международных требований по охране окружающей среды производители автомобилей вынуждены уделять все большее внимание экологической безопасности выпускаемой ими продукции. Решающим шагом в решении этой проблемы стал переход от карбюраторных систем подачи топлива к электронным системам впрыска, позволяющим осуществлять более тонкое управление дозировкой горючей смеси при непрерывном контроле состава продуктов сгорания.
Непрерывно совершенствующиеся электронные системы управления современных двигателей осуществляют такие функции, как компоновка состава воздушно-топливной смеси, управление моментами впрыска и воспламенения и контроль состава отработавших газов. За счет непрерывного обновления вводных данных, поступающих от целого ряда информационных датчиков, и организации контура обратной связи (по составу отработавших газов) электронный блок управления (ECM) осуществляет непрерывный контроль функционирования силового агрегата и за счет внесения необходимых корректировок обеспечивает максимальную эффективность отдачи двигателя при минимальном уровне загрязнения окружающей среды, вне зависимости от непрерывно изменяющихся условий эксплуатации транспортного средства. Включение в состав системы управления контура самодиагностики обеспечивает повышенную надежность функционирования всех ее узлов и компонентов.
Учитывая сказанное, можно условно разбить систему управления двигателя на несколько подсистем, а именно: система впрыска топлива, объединяющая в себя функции компоновки воздушно-топливной смеси, дозировки и введения ее в камеры сгорания двигателя, система зажигания и система снижения токсичности отработавших газов.
Система зажигания, вкупе с системами запуска и заряда, рассматривается в Главе Электрооборудование двигателя, посвященной электрооборудованию двигателя.
В рамках данной Главы подробно рассмотрены конструктивные особенности и принцип функционирования систем впрыска и управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов, кроме того, сюда же включена система выпуска отработавших газов.