Сцепление с гидравлическим приводом
1 – пружинный шплинт; 2 – штифт; 3 – главный цилиндр сцепления; 4 – кронштейн; 5 – шланг; 6 – рабочий цилиндр сцепления; 7 – защитный чехол; 8 – отжимной рычаг; 9 – выжимной подшипник; 10 – пробка; 11 – вал отжимного рычага; 12 – нажимной диск; 13 – диск сцепления; 14 – маховик
Сцепление с тросовым приводом
1 – кронштейн троса сцепления; 2 – кронштейн троса сцепления; 3 – защитный чехол; 4 – опора рычага со сферической головкой; 5 – пружина; 6 – вилка выключения сцепления; 7 – пружинная скоба; 8 – держатель выжимного подшипника; 9 – выжимной подшипник; 10 – защитный чехол; 11 – пружина; 12 – опора рычага со сферической головкой; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – выжимной подшипник; 15 – нажимной диск; 16 – диск сцепления; 17 – шплинт; 18 – штифт
Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач или торможении и плавного их соединения при трогании автомобиля с места, а также для предохранения деталей трансмиссии от динамических нагрузок.
Сцепление однодисковое, сухое постоянно замкнутого типа с центральной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске. В картере коробки передач выступает первичный вал коробки передач, на котором располагается нажимной подшипник, не требующий технического обслуживания, а снаружи картера расположен рычаг выключения сцепления, к которому крепится трос сцепления.
Принцип действия сцепления основан на передаче крутящего момента от маховика и ведущей части сцепления на ведомый диск, а значит, и на первичный вал коробки передач за счет сил трения, который возникают между дисками при включенном сцеплении. В этом положении за счет упругости нажимной пружины нажимной диск зажимает между собой и маховиком ведомый диск с усилием, не допускающим его пробуксовки. При этом нажимной подшипник и нажимная пружина не соприкасаются. При нажатии на педаль сцепления через трос сцепления или гидравлический привод и вилку, выжимной подшипник нажимает нажимную пружину ведущего диска сцепления и отжимает ведущий диск от маховика, в результате чего освобождается ведомый диск и прекращается передача крутящего момента между двигателем и коробкой передач.
Ведущая часть сцепления крепится болтами к маховику. Ведомый диск сцепления расположен между нажимным диском и поверхностью трения маховика. Ступица ведомого диска сцепления установлена на входной вал коробки передач и свободно перемещается по пазам вала.
В гидравлическом приводе сцепления применяется тормозная жидкость.