Рис. 10.14. Компоненты рулевого механизма: 1. Картер рулевого механизма; 2. Рейка; 3. Шестерня; 4. Распорная прокладка (если имеется); 5. Крышка шестерни; 6. Прокладка; 7. Упорная пятка; в. Крышка упорной пятки; 9. Прокладка; 10. Прокладка (если требуется); 11. Втулка редуктора; 12. Контргайка; 13. Контрящая шайба; 14. Втулка сцепления; 15. Гнездо; 16. Вставка; 17. Поперечная рулевая тяга; 18. Шаровой шарнир поперечной рулевой тяги; 19. Контргайка шарового шарнира; 20. Втулка рейки; 21. Внешняя скоба защитного чехла; 22. Внутренняя скоба защитного чехла (левого); 23. Внутренняя скоба защитного чехла (правого); 24. Левый резиновый защитный чехол рулевого механизма; 25. Правый резиновый защитный чехол рулевого механизма; 26. Установочная резиновая втулка рулевого механизма; 27. Установочная резиновая втулка рулевого механизма; 28. Болт; 29. Шайба; 30. Кольцевое уплотнение; 31. Сальник (кольцевое уплотнение); 32. Пружина; 33. Подшипник; 34. Прокладка (если требуется); 35. Прокладка (если требуется); 36. Гайка; 37. Шпилька; 38. Стопорное кольцо; 39. Пылезащитный колпак; 40. Регулятор упорной пятки; 41. Контргайка; 42. Стопорное кольцо.
Примечание: Прежде чем начинать переборку рулевого механизма, узнайте цену и наличие отдельных компонентов, а также цены нового или уже восстановленного блока, так как переборка может оказаться экономически не выгодной. Также внимательно прочтите процедуру и приготовьте все необходимые инструменты
Разборка
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля (Глава 18).
2. Тщательно очистите сборку, приготовьте чистую рабочую поверхность и соблюдайте чистоту. Аккуратно зажмите рулевой механизм в тисках с мягкими накладками. Стащите пылезащитный колпак с вала шестерни, затем освободите скобы и снимите с кожуха резиновые защитные чехлы.
3. Сначала установите рейку рулевого механизма точно на середине хода, что будет соответствовать положению колес для езды прямо. Затем действуйте следующим образом.
4. Поверните шестерню, пока рейка не выйдет на максимальную длину с одной стороны, и измерьте расстояние между шаровым шарниром рулевой тяги и определенной точкой на кожухе. Переместите рейку в противоположном направлении, и снова измерьте расстояние между теми же двумя точками. Разность между этими двумя размерами будет равна полному ходу рейки; разделите величину хода на два и переместите рейку на это расстояние, она должна стать в центре кожуха, Проверьте также соответствие размеров, показанных на Рис. 10.16.
5. Снимите шаровые шарниры рулевых тяг и их контргайки (Глава 20), затем стащите резиновые защитные чехлы; слейте все масло. Храните компоненты правой и левой сторон в отдельных контейнерах. Эти компоненты рекомендуется устанавливать только на прежнее место (хотя некоторые могут устанавливаться на любую сторону, не путайте их при сборке).
6. С помощью электродрели или подобного инструмента освободите втулку редуктора на каждом конце рейки. Удерживая контргайку втулки гаечным ключом, открутите втулки редуктора и отделите поперечные рулевые тяги от рейки.
7. Отогните отверткой язычки контрящей шайбы, и открутите втулки от контргаек, затем разберите все компоненты каждой сборки рулевой тяги.
8. Открутите крышку упора рейки от кожуха, отмечая количество прокладок под ней. Извлеките пружину, сместите упор рейки, и извлеките его, захватывая плоскогубцами для снятия стопорных колец за отверстие под пружину упора рейки. Снимите и выбросьте кольцевое уплотнение упора рейки.
9. Открутите крышку шестерни от кожуха. Извлеките крышку, отмечая прокладки под ней. На ранних моделях, крышка состоит из крепежной пластины и крышки с кольцевым уплотнением между ними; на поздних моделях, крышка является также корпусом для сальника.
10. Извлеките вал шестерни с верхним подшипником. Для этого зажмите вал в тисках с мягкими накладками и осторожно стучите по верхней стороне кожуха.
11. Нижний подшипник вала шестерни можно извлечь с помощью съемника для подшипников. Если верхний подшипник подлежит замене, с помощью подходящего инструмента снимите его с вала шестерни.
12. Извлеките рейку, затем со стороны левого конца кожуха извлеките стопорное кольцо и поддерживающую втулку рейки, помните, что на втулке имеются установочные выступы, которые должны входить в соответствующие выемки в кожухе шестерни.
Осмотр
13. Тщательно очистите все компоненты от грязи и старой смазки, и замените изношенные или поврежденные. Катая рейку на ровной поверхности, проверьте ее на наличие искажения, затем проверьте зубцы на рейке и шестерне. Проверьте все подшипники, втулки и рабочие поверхности на наличие признаков износа. Всякий раз после разборки механизма заменяйте все прокладки, уплотнения, контрящие шайбы и втулки редуктора.
14. При сборке, тщательно покройте все компоненты указанной в Спецификациях смазкой; и заполните ею емкость рулевого механизма и защитные чехлы.
Сборка
15. Установите втулку рейки, и закрепите ее новым стопорным кольцом.
16. Чтобы точно установить шестерню и подшипники, применяется специальный инструмент в виде затупленной трубчатой выколотки, номер МР 7-108. Если этого инструмента нет в наличии, можно использовать описанную далее в пунктах 17, 18 и 19 процедуру; заметьте, что если сначала слегка нагреть кожух, подшипники легко встанут в отверстия и будут правильно размещены с минимальным риском повреждения. Также не будет требоваться чрезмерная сила.
17. Забейте новый нижний подшипник шестерни в кожух до упора, используя для этого молоток и трубчатую выколотку, которая должна упираться на наружное кольцо подшипника.
18. Насадите новый верхний подшипник на вал шестерни, пока внутреннее кольцо не коснется зубцов шестерни. Используйте для этого молоток и трубчатую выколотку, которая должна упираться на внутреннее кольцо подшипника.
19. Забейте шестерню с верхним подшинником в кожух, пока внутреннее кольцо нижнего подшипника не коснется зубцов шестерни. Используйте для этого молоток и трубчатую выколотку, которая должна упираться на наружное кольцо верхнего подшипника, и следите за тем, чтобы нижний конец шестерни стал без перекоса в нижний подшипник. Смажьте компоненты шестерни.
20. Смажьте рейка и установите ее на место, следите, чтобы зубцы рейки и шестерни были правильно сцеплены; отцентрируйте рейку в кожухе, чтобы она располагалась в середине хода (см. пункт 4 выше).
21. Закрепите новую прокладку на контактной поверхности крышки шестерни смазкой, затем измерьте расстояние от внутреннего кольца верхнего подшипника до верхней стороны прокладки. Подберите прокладки так, чтобы их общая толщина равнялась измеренному расстоянию (максимальное допустимое отклонение +0.10 мм) - существуют прокладки толщиной 0.10 и 0.20 мм.
22. Установите все прокладки, затем установите компоненты крышки, и нанесите несколько капель герметика на резьбу болтов крышки. Зажмите болты усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.
23. Переместите рейку из одного крайнего положения в другое. Ее ход должен быть плавный, без рывков и люфта шестерни. Верните рейку в среднее положение.
24. Смажьте отверстие в кожухе и упор рейки, установите упор и твердо прижмите его к рейке: между рейкой и упором не должно быть никакого люфта. Установите новое кольцевое уплотнение в канавку упора рейки, затем установите пружину. Используя новую прокладку, установите крышку. Ослабьте контргайку регулятора, и открутите регулятор так, чтобы на рейку не было никакого давления, кроме упора рейки и пружины.
25. Используя безмен, измерьте силу, которая требуется для движения рейки назад и вперед. Выполните измерение три раза и вычислите среднее значение; регламентированная величина равна 110-130 N. Если измеренная сила меньше 110 N, замените пружину и повторите измерение: если больше 130 N, установите между прокладкой крышки и кожухом еще одну прокладку - прокладка толщиной 0.2 мм уменьшает силу на 20 N.
26. Смажьте компоненты упора рейки и установите крышку упора вместе со всеми отобранными прокладками. Зажмите болты крышки усилием затяжки, регламентированным Спецификациями.
27. Установив рейку в среднее положение, аккуратно зажмите регулятор вручную, пока не почувствуете устойчивое давление; в этом положении весь люфт между упором рейки, рейкой и шестерней должен быть устранен. Ослабьте регулятор на угол 30°, нанесите несколько капель герметика на резьбу и удерживая от вращения, надежно зажмите контргайку. Еще раз проверьте, чтобы рейка двигалась от одного крайнего положения до другого легко и без рывков, затем верните ее в среднее положение.
28. Вкрутите новые втулки редуктора на каждый конец рейки, затем временно установите на них и зажмите втулки муфт и контргайки. Зажмите один конец втулки муфты и контргайку в тисках, затяните обе втулки редуктора (установив гнездо на противоположную втулку муфты) усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Зафиксируйте втулки редуктора, подгибая их край в паз на конце рейки.
29. Открутите втулки муфт, и прикрепите к ним рулевые тяги, устанавливая новые контрящие шайбы и покрывая литиевой смазкой контактные поверхности сферических цапф, их гнезд и вставок. Чтобы прикрепить поперечную рулевую тягу к рейке, сначала зажимайте втулку муфты вручную.
30. Наденьте резиновые защитные чехлы на рулевые т0яги, затем установите контргайки и шаровые шарниры на тяги.
31. Вкрутите шаровой шарнир в поперечную рулевую тягу, пока расстояние от внешнего края проточки под защитный чехол до центра шарового шарнира не будет как показано на Рис. 10.16, затем слегка зажмите контргайку каждого шарового шарнира; проверьте, чтобы расстояние от внешнего, края проточки под защитный чехол до внутреннего края контргайки было как показано на Рис. 10.16. Обратите внимание, что сделанные при снятии метки теперь должны выровняться.
32. Проверьте, чтобы расстояние между центрами двух шаровых шарниров поперечных рулевых тяг было как показано на Рис. 10.16. Если для корректировки этой величины необходим изменить положение шаровых шарниров, убедитесь, что каждый из них ввинчен на одинаковое количеств оборотов; окончательное расстояние между поперечной рулевой тягой к центром шарового шарнира/контргайкой с обеих сторон всегда должно быть одинаково, но допускается отклонение до 3 мм от показанного значения.
Примечание: Это является только основной установкой, заключительная установка схождения выполняется при установленном в автомобиль рулевом механизме.
33. Если автомобиль необходимо прикатить для проверки схождения колес, надежно зажмите контргайки шаровых шарниров; иначе, руководствуйтесь Главой 21.
34. Зажмите кожух в тиски с мягким накладками, зацепите безмен за выем ку под пылезащитный колпак шарового шарнира, зажмите втулку муфты с силой 12.5-20.5 N. Затем удерживая втулку муфты неподвижной, надежно зажмите контргайку. Зафиксируйте сборку, сгибая язычки контряшей шайбы на контргайку и на втулку муфты, затем повторите процедуру на оставшейся поперечной рулевой тяге.
35. Убедитесь, что рейка находится в среднем положении (отцентрирована в кожухе), затем белой краской сделайте метки выравнивания на валу шестерни и кожухе, так чтобы при установке рулевого механизма в автомобиль можно было легко определить среднее положение рейки. Установите пылезащитный колпак на вал шестерни, и убедитесь, что штифты обоих шаровых шарниров обращены вниз (т.е. в правильном положении для установки в автомобиль).
36. Если рулевой механизм заполняется смазкой, расположите резиновые защитные чехлы в проточках на рулевых тягах и закрепите внешними скобами, затем наполните оставшуюся смазку в защитные чехлы, разместите их в проточках в кожухе и закрепите внутренними скобами.
37. Если рулевой механизм заполняется маслом, сначала установите один резиновый защитный чехол и закрепите его скобами, затем расположите другой защитный чехол в проточке кожуха и закрепите внутренней скобой. Введите оставшееся масло под уплотнительную кромку защитного чехла и в рулевой механизм, и закрепите внешнюю скобу.
38. Установите рулевой механизм в автомобиль (Глава 18). Если потребуется повернуть какую-либо поперечную рулевую тягу, ослабьте скобы и повторно разместите защитный чехол, затем закрепите скобы, стараясь не терять смазку.
Финальная регулировка упора рейки
39. Всякий раз после нарушения положения, или в случае неисправности рулевого механизма проверьте установку упора рейки следующим образом.
40. Сначала убедитесь, что шины в хорошем состоянии и давление в них в норме, и чтобы тормоза не блокировали колеса.
41 Начните движение по прямой, отпустите рулевое колесо и проверьте, чтобы автомобиль продолжал двигаться прямо.
42. Слегка вращая рулевое колесо от среднего положения в любую сторону (приблизительно на 20°), убедитесь, что при отпускании оно возвращается в положение для езды прямо.
43. Если самоцентрирование работает медленно или жестко, необходимо отрегулировать упор рейки, как описано выше. Заметьте однако, что возможно придется снять рулевой механизм с автомобиля, так как регулятор трудно доступен (см. фото).