При выполнении работ по обслуживанию и ремонту автомобиля рекомендуется придерживаться некоторых основных правил.
Устанавливайте болты и гайки, предварительно почистив их и смазав тонким слоем масла. Проверьте состояние гаек и болтов, а также убедитесь, что их резьба в норме. Удалите образовавшиеся заусенцы. При сомнениях в качестве гайки или болта замените их новыми. Самостопорящиеся гайки подлежат замене, если они отвинчивались. Не наносите смазку на болты и гайки.
Замените все демонтированные сальники, прокладки, уплотняющие накладки, стопорные шайбы, шплинты и уплотнительные кольца. Рабочую поверхность сальника смажьте моторным маслом. При установке сальника рабочая поверхность сальника должна быть обращена в ту сторону, откуда может вытекать масло или смазка.
Значительное внимание следует уделять мерам безопасности, особенно при выполнении работ под поднятым автомобилем. Поддомкраченный автомобиль должен быть надежно закреплен, чтобы избежать его смещения при выполнении какой-либо операции.
Установите под поднятый гаражным подъемником автомобиль подставочные козлы. Они обеспечат его устойчивость. Не пользуйтесь кирпичами в качестве подставок. В этом случае лучше подкладывать строительные блоки, положив на них деревянные брусья. Стопорный болт, с помощью которого регулируется высота козел, нельзя заменять на произвольно выбранный штырь соответствующего диаметра. В этом случае штырь может сломаться под весом автомобиля.
Различные смазки, масла, составы для защиты днища от коррозии и иные вещества на основе нефтепродуктов агрессивны в отношении резиновых деталей, а также деталей тормозной системы. Поэтому не допускайте попадания таких веществ, а также топливо, на детали гидравлики. Для чистки тормозной системы следует применять тормозную жидкость или спирт. Однако в этом случае необходимо помнить, что тормозная жидкость ядовита, а также агрессивна в отношении лакокрасочного покрытия.
Предпосылкой успеха ремонтных работ является установка оригинальных деталей. Чтобы избежать проблем при последующей эксплуатации автомобиля, не рекомендуется использовать детали, произведенные на «стороне». Исключение составляют детали электрической системы, если производитель гарантирует совместимость.
Все работы на автомобиле, особенно на тормозной системе, рулевом управлении и подвеске должны выполняться с особой тщательностью и осторожностью. Выполненные ремонт и обслуживание должны обеспечивать безопасность автомобиля. Мы не рекомендуем выполнять самостоятельно те работы, которые Вам не знакомы или требуют определенного опыта.
Рабочее место должно быть оборудовано верстаком и тисками и иметь хорошее освещение. Рабочее место требуется постоянно поддерживать в чистоте. Само собой разумеется, что рабочее место должно быть оснащено достаточным количеством качественных инструментов, включающих набор гаечных ключей или комбинированных ключей, один конец которых представляет собой обычный гаечный ключ, а второй — накладной гаечный ключ. Такие ключи весьма удобны при работах к труднодоступных местах, а также при отвинчивании плотно затянутых гаек.
Необходимы также фигурные (крестовые) отвертки или вставки для шурупов и болтов с головкой с крестообразным шлицем, клещи, пассатижи, острогубцы, пассатижи, молотки. В автомобилестроении все чаще используются болты и шурупы с головками Torx, шлиц которых представляет собой звездочку. Для таких болтов необходим набор специальных вставок.
Дополнительно к указанному основному оборудованию можно приобрести специальные приборы и инструменты, необходимые при выполнении работ специфического характера. К ним относится, например, импульсный винтовёрт, который необходим для отворачивания затянутых в заводских условиях болтов с головкой с крестообразным шлицем. Без такого винтовёрта указанные болты при демонтаже, как правило, повреждаются. Винтоверт применяется и для затяжки болтов, особенно там, где требуется обеспечить герметичность.
В ходе ремонтных работ необходимы острогубцы для снятия упорных колец, называемых также кольцами Зегера. Кроме упомянутых острогубцев, не обойтись без разного типа клещей.
Самым «полезным» инструментом является динамометрический ключ, применяемый как и обычный ключ, но с той лишь разницей, что он настраивается на определенное значение затяжки болта или гайки, при достижении которого он начинает проскальзывать, таким образом «отказываясь» от дальнейшей затяжки.
Чем больше «наворотов» на автомобиле, тем больше разных инструментов нужно для самостоятельного ремонта й обслуживания. В некоторых случаях ремонт невозможен без специального оборудования, а кроме того, некоторые виды работ все же лучше поручать специалисту. Многофункциональные приборы для проверки электрической системы автомобиля весьма полезны, однако без должного опыта и знаний с их помощью можно только себе навредить.
1.0 Рекомендуемый набор приспособлений, необходимый для ухода за автомобилем. 1 - домкрат; 2 - масленка; 3 - подставочные козлы; 4 - электрический фонарь; 5 - стробоскоп (12 В); 6 - динамометрический ключ; 7 - ножовка по металлу; 8 - металлическая щетка; 9 - измерительные шаблоны; 10 - манометр для измерения давления в шинах; 11 - штырь для измерения высоты профиля шин; 12 - монтажная втулка для установки поршней
Для снятия, а также при установке многих деталей нужны пробойники разного диаметра (3 и 6 мм).
В целом, для ухода за автомобилем, выполняемого своими силами достаточно иметь определенный набор инструментов и приспособлений, которые приобретаются постепенно (см. иллюстрацию 1.0).
Внимание! Перед началом поездки убедитесь, что бортовой комплект инструментов находится на месте. Даже самое лучшее оборудование, имеющееся в гараже, не поможет, если в дороге понадобятся инструменты из бортового комплекта. Автомобиль должен быть всегда укомплектован домкратом, крестовидным (баловным) ключом для демонтажа колес, отвертками, пассатижами, запасными лампочками и предохранителями, буксировочный тросом, проводами для запуска двигателя от вспомогательного аккумулятора и электрическим фонарем. Помните о том, что ремонт — это грязные руки. Ветошь и полотенце также должны быть в багажнике.
Отвинчивание болтов или гаек на новом автомобиле не представляет особого труда. Иная ситуация при выполнении этой же операции на автомобилях с большим сроком эксплуатации.
Почистите металлической щеткой выступающие концы болтов перед отвинчиванием их гаек, чтобы удалить накопившуюся грязь и ржавчину. После очистки болта обработайте резьбовое соединение преобразователем ржавчины или соответствующим спрэем. Если необходимо вывернуть болт из приваренной гайки (как правило на кузове), то рекомендуется обработать резьбу на тыльной стороне гайки, если есть такая возможность. Зачастую болты таких соединений при вывинчивании разрываются или выламывается приваренная гайка.
Болты или винты с головкой под отвертку обычно с трудом поддаются вывинчиванию. Отвертка при этом выскальзывает, разбивая шлиц. В этих случаях можно воспользоваться следующим приемом.
Вставьте отвертку в полый цилиндрический стержень и закрепите их на головке винта, а затем ударьте по отвертке молотком. Как правило, посадка болта ослабевает и его можно достаточно легко вывинтить.
Трудности возникают и при вывинчивании болтов с головкой под шестигранный торцовый ключ или с головками под многогранный (обычно 12-гранный) ключ. Перед началом работы следует тщательно почистить отверстие под торцовый ключ (например, небольшой отверткой). Можно воспользоваться соответствующей сменной торцовой вставкой, а также ослабить посадку такого болта ударом молотка по ключу или торцовой вставке. Иногда лучше всего воспользоваться согнутым под углом торцовым ключом. В этом случае для увеличения прилагаемого усилия можно на торцовый ключ надеть трубчатый.
Небольшие болты с головкой под торцовый ключ можно вывинтить клещами с грейферным захватом (грейфцангой). То же самое касается болтов с торцовой головкой, у который внутренний шестигранник разбит.
Нередко требуется вывинтить болты, головки которых повреждены в результате применения ключа большего размера. Такое же повреждение часто встречается и у гаек. Вывинтить такие болты или отвинтить гайки можно с помощью уже упоминавшихся клещей с грейферным захватом. Гайки +ак-же можно разбить или разрезать. Если места достаточно, то для удаления гайки с поврежденным шестигранником можно воспользоваться съемником для гаек. Поврежденная гайка зажимается в съемник и болт съемника затягивается до тех пор, пока гайка не раскрошится. Преимущество в использовании съемника состоит в том, что резьба болта при этом не повреждается.
В тексте руководства часто встречается термин «самостопорящаяся гайка», означающий, что такая гайка при установке законтривается самостоятельно. Однако при отвинчивании она это свойство теряет. Поэтому такие гайки следует в обязательном порядке менять на новые после их отвинчивания.
Зачастую случается так, что при вывинчивании болта у него скручивается головка. Оставшуюся часть болта можно вывернуть, просверлив в нем отверстие и вставив туда самонарезающися валик с левой резьбой. При его затяжке он врезается в поврежденный болт и вывинчивает его. Такие самонарезающися валики продаются в магазинах запчастей. Удалить поврежденный болт можно методом высверливания сверлом почти такого же диаметра (чуть меньше). После этого резьбу отверстия под болт следует обновить.
Шпильки можно вывернуть с помощью двух законтренных относительно друг друга гаек. При вывинчивании шпильки ключ устанавливается на внутреннюю гайку, а при ввинчивании — на наружную.
Резьба на легком металле достаточно быстро сбивается. Если резьба сбита незначительно, то её можно обновить за счет незначительного расширения отверстия. В противном случае устанавливается резьбовая втулка с последующей нарезкой резьбы. Эту работу следует поручать мастерской. Для нарезки резьбы используют соответствующие метчики, сам процесс нарезки состоит из трех проходов: предварительной нарезки, подгонки и окончательной нарезки. При выполнении каждого этапа пользуются соответствующими метчиками. Для предварительной нарезки резьбы применяют метчик с одним кольцом на стержне, для подгонки — метчик с двумя кольцами и для окончательной нарезки - метчиком без колец или с тремя кольцами на стержне.
Каждый метчик применяется исключительно для своей операции с постоянной подачей масла. Отверстие прорезается постепенно. При этом метчик подаётся вперед, а через некоторое время вывинчивается немного назад. Это необходимо для того, чтобы метчик не сломался из-за его заклинивания металлической стружкой.
Моменты затяжки
В настоящем руководстве приведены моменты затяжки, указанные производителем. Не исключено, что момент затяжки, например, 47 Нм можно округлить и реализовать как 50 Нм. Однако мы рекомендуем придерживаться указаний производителя автомобиля. Для того, чтобы выдержать требующиеся моменты затяжки, необходим динамометрический ключ и сменные торцовые головки В некоторых случаях доступ к гайке или болту настолько затруднен, что воспользоваться динамометрическим ключом не представляется возможным. В таких и подобных случаях необходим опыт, позволяющий делать затяжку с нужным моментом по интуиции.
Для наиболее часто встречающихся резьбовых соединений (болтов и гаек) применимы общепринятые моменты затяжки (см. таблицу).
Применение смазочных и герметизирующих средств
Каждый производитель рекомендует применять смазку определенных фирм, которая подбиралась при создании автомобиля. По этой причине в тексте встречаются наименования смазочных средств, рекомендованных производителем.
Очень часто упоминается средство «Loctite». Это средство жидкой консистенции наносится на резьбу гаек и болтов и предназначено для её защиты, а также для предотвращения самопроизвольного отвинчивания болтов и гаек. Имеются такие же средства иных производителей, которые можно применять, предварительно проконсультировавшись при приобретении.
Если в тексте встречается указание на необходимость нанесения уплотняющей массы (герметика), то рекомендуется проконсультироваться с мастерской, какой состав необходим и для каких деталей. В основном уплотняющая масса нужна для герметизации двигателя.