Что касается дизельного двигателя, то ему не нужна система зажигания, необходимая бензиновым двигателям. У дизельных двигателей происходит сильное сжатие поступившего воздуха, сопровождающееся значительным повышением температуры. При впрыскивании топлива в сжатый и разогретый воздух происходит его самовоспламенение.
В зависимости от комплектации система зажигания рассматриваемых автомобилей может быть статической - без распределителя зажигания выводы катушки зажигания напрямую соединены с проводами высокого напряжения свечей зажигания. Система зажигания без распределителя подразумевает то, что вторичная обмотка катушки зажигания вырабатывает ток высокого напряжения, необходимый для искрового разряда. Это напряжение через распределитель поступает от катушек к свечам зажигания по проводам высокого напряжения.
Все двигатели с системой впрыска топлива оборудуются системой зажигания, управляемой тем же электронным блоком, что и система впрыска топлива.
Электронный блок управления имеет многоконтактный штекерный разъем, что позволяет обеспечивать питанием детали систем впрыска и зажигания, атак же получать информацию от элементов данных систем (см. иллюстрации 1.0 и 1.0а).
1.0 Входящие сигналы, поступающие на электронный блок управления системами впрыска и зажигания. 1 - блок управления системами впрыска и зажигания; 2 - датчик давления гидравлической жидкости; 3 - аккумулятор; 4 - датчик давления хладагента (если предусмотрен); 5 - диагностический разъем; 6 - датчик положения педали акселератора; 7 - датчик положения коленчатого вала; 8 - датчик детонации; 9 - датчик спидометра; 10 - датчик давления воздуха во впускном коллекторе; 11 - потенциометр положения дроссельной заслонки; 12 - блок управления АКПП (в зависимости от комплектации); 13 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 - датчик температуры впускаемого воздуха; 15 - лямбда-зонд (кислородный датчик); 16 - лямбда-зонд (кислородный датчик); 17 - датчик скорости вращения входного вала; 18 - иммобилайзер; 19 - реле блока управления двигателем
1.0а Исполнительные механизмы систем впрыска и зажигания. 1 - блок управления системами впрыска и зажигания; 2 - датчик давления хладагента; 3 - диагностический разъем; 4 - лямбда-зонд (кислородный датчик); 5 - лямбда-зонд (кислородный датчик); 6 - реле блока управления двигателем; 7 - иммобилайзер; 8 - топливный насос; 9 - обогреватель дроссельной заслонки; 10 - топливные форсунки; 11 - бортовой компьютер; 12 - шаговый электродвигатель регулятора оборотов холостого хода; 13 - блок катушек зажигания; 14 - электромагнитный клапан продувки адсорбера; 15 - сигнальная лампочка состояния двигателя; 16 - тахометр; 17 - реле турбокомпрессора (если предусмотрен)
Катушки зажигания выполнены в виде контактного блока, установленного на головке блока цилиндров.
В память блока управления системами впрыска и зажигания заложены параметрические данные, определявшиеся в ходе стендовых и дорожных испытаний двигателя. Блок управления дает команду катушкам зажигания посредством подачи соответствующих импульсов отдатчика положения коленчатого вала, считывающего число оборотов коленчатого вала. Кроме того, блок управления получает информацию от датчиков температуры охлаждающей жидкости и температуры впускаемого воздуха, а также потенциометра углового перемещения дроссельной заслонки.
Потенциометр дроссельной заслонки информирует электронный блок управления о положении дроссельной заслонки, которая может закрывать впускное отверстие, открывать его частично или полностью. На основании поступившей информации электронный блок управления определяет режим разгона и увеличения скорости, торможения или принудительного холостого хода.
Электронный блок управления рассчитывает угол опережения зажигания, устанавливает продолжительность зарядки катушки зажигания в соответствии с оборотами двигателя, определяет напряжение аккумулятора и напряжение на обеих обмотках катушки.
Внимание! Вероятность повреждения дорогостоящих компонентов системы при выполнении ремонтных и регулировочных работ своими силами весьма высока, поэтому мы рекомендуем поручать все работы, связанные с системой зажигания, специализированной мастерской.
Чтобы избежать поражения током высокого напряжения при выполнении работ необходимо соблюдать следующие правила:
- а) к работам с электронными системами зажигания не допускаются лица с кардиостимулятором;
- б) не касайтесь и не отсоединяйте провода системы зажигания, а также не проворачивайте двигатель с помощью стартера при работающем двигателе;
- в) выполнение работ на системе разрешается только при заглушенном двигателе и выключенном зажигании;
- г) подсоединение и снятие контрольно-измерительных приборов разрешается только при заглушенном двигателе и выключенном зажигании;
- д) подключение контрольных ламп к клеммам катушки зажигания не допускается;
- е) не проворачивайте двигатель стартером, если не установлены все детали системы зажигания;
- ж) не выполняйте измерений при работающем двигателе или при проворачивании двигателя с помощью стартера, если для этого необходимо подсоединение одного из проводов к «массе» (-);
- з) не допускайте соединения проводов высокого напряжения с «массой» (-).
Дефект деталей системы зажигания может стать причиной сбоев в работе двигателя.
Если двигатель работает плохо, то причиной тому может быть неисправность датчика положения коленчатого вала, катушки зажигания или блока управления.
Если двигатель вообще не работает, но основные функции системы зажигания в порядке, то причиной отказа двигателя может быть сбой автоматической регулировки угла опережения зажигания. Такой сбой может определить и устранить только мастерская, потому что в этом случае необходимы контрольно-измерительные приборы, с помощью которых составляется соответствующая диаграмма, позволяющая быстро обнаружить ошибку в настройках.
В целом, система зажигания рассчитана на длительный срок эксплуатации и не требует обслуживания. Необходимо только регулярно менять свечи зажигания.