При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора.
При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
На автомобиле установлена необслуживаемая свинцовая стартерная аккумуляторная батарея емкостью 55 А·ч.
Генератор — синхронная электрическая машина переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения.
Шкив генератора приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора. Подшипники закрытого типа, смазка, заложенная в них, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора, а в крышке установлен с небольшим натягом. Передний подшипник запрессован в переднюю крышку, а на валу ротора посадка подшипника скользящая.
В статоре генератора расположена трехфазная обмотка. Вторые концы фазных обмоток припаяны к выводам выпрямительного блока, состоящего из шести кремниевых диодов (вентилей) — трех «положительных» и трех «отрицательных», запрессованных в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные на разных пластинах). Выпрямительный блок закреплен на задней крышке генератора.
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, а ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводиться через две щетки, которые установлены в щеткодержателе. Щеткодержатель и регулятор напряжения закреплены на задней крышке генератора.
Регулятор напряжения — неразборный узел, при выходе из строя его заменяют.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» — к выводу генератора. Обратное подключение приведет к пробою диодов выпрямительного блока генератора.
При работе генератора не следует отключать аккумуляторную батарею, так как возникающие при этом скачки напряжения могут повредить электронные компоненты схемы.
Стартер — четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.
К стальному корпусу стартера прикреплены постоянные магниты. Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в подшипниках скольжения. Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной и коронной (с внутренним зацеплением) шестерен и трех сателлитов на водиле (валу привода).
На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) шестерней.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение START напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). Якорь реле втягивается и перемещает рычаг привода, который передвигает муфту свободного хода с приводной шестерней по шлицам вала привода, вводя шестерню в зацепление с венцом маховика. При этом отключается втягивающая обмотка и замыкаются контакты тягового реле, включая электродвигатель стартера. После возвращения ключа в положение ON удерживающая обмотка тягового реле обесточивается и якорь реле под действием пружины возвращается в исходное положение — контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с маховиком.
Неисправное тяговое реле заменяют. Неисправность привода стартера выявляется при осмотре после разборки стартера.
Система освещения и сигнализации включает в себя две блок-фары; противотуманные фары; боковые указатели поворотов; задние фонари; фонари освещения номерного знака; дополнительный сигнал торможения; плафоны освещения салона и багажного отделения; звуковой сигнал, а также выключатели всех этих потрабителей.
Блок-фара автомобилей с кузовами седан и универсал
Блок-фара автомобиля с кузовом хэтчбек
Блок-фары автомобилей с кузовом хэтчбек отличаются от блок-фар автомобилей с кузовами седан и универсал.
В блок-фарах автомобилей с кузовами седан и универсал установлены: галогенная лампа ближнего света, галогенная лампа дальнего света, лампа габаритного света, лампа указателя поворота (оранжевого цвета) и исполнительный механизм (мотор-редуктор) регулятора направления пучков света фар. В отличие от них, в блок-фаре хэтчбека установлена двухнитевая галогенная лампа дальнего/ближнего света.
Противотуманные фары установлены в переднем бампере.
В противотуманной фаре установлена галогенная лампа, направление пучка света которой регулируется винтом.
Задние фонари автомобилей со всеми тремя типами кузовов отличаются друг от друга.
задний фонарь автомобиля с кузовом седан
задний фонарь автомобиля с кузовом хэтчбек
задний фонарь автомобиля с кузовом универсал
В заднем фонаре установлены лампы: двухнитевая сигнала торможения и габаритного света; указателя поворота (оранжевого цвета); противотуманного света; света заднего хода. Фонари на автомобилях с кузовами седан и универсал установлены на задних крыльях. Задние фонари автомобиля с кузовом хэтчбек состоят из двух частей: одна установлена на заднем крыле, другая — на двери багажного отделения. В фонаре седана установлены две двухнитевые лампы (21/5 Вт): одна сигнала торможения и габаритного света, вторая — габаритного света, но в ней включается только нить 5 Вт при включении габаритного света.
Автомобиль укомплектован подушками безопасности водителя и переднего пассажира. Подушка безопасности водителя расположена на рулевом колесе. Подушка безопасности переднего пассажира установлена в панели приборов.
Часть автомобилей комплектуется боковыми подушками безопасности водителя и переднего пассажира, которые установлены в спинках передних сидений со стороны дверей. Блок управления подушками безопасности расположен в салоне автомобиля под облицовкой туннеля пола между передними сиденьями. Этот блок управляет также преднатяжителями ремней безопасности водителя и переднего пассажира.
Для электрического соединения подушки безопасности, выключателей звукового сигнала и блока управления головным устройством системы звуковоспроизведения со жгутом проводов панели приборов вместо обычного скользящего контакта (во избежание искрообразования и непреднамеренного срабатывания подушки) применено барабанное устройство со спиральным кабелем, работающее по принципу рулетки.
Барабанное устройство со спиральным кабелем: 1 - корпус барабанного устройства; 2 - поводок барабанного устройства; 3 - колодка проводов подушки безопасности; 4 - колодка проводов блока управления головным устройством системы звуковоспроизведения; 5 - колодка проводов выключателей звукового сигнала.
Барабанное устройство прикреплено к соединителю подрулевых переключателей. В цилиндрическом пластмассовом корпусе устройства спирально уложены несколько витков металлопластиковой ленты, которая является электрическим проводником. Один конец ленты, через провода с колодками соединяется со жгутом проводов панели приборов. Другой конец ленты соединен проводами с колодками с подушкой безопасности, блоком управления головным устройством системы звуковоспроизведения и выключателями звукового сигнала. Поводок барабана входит в отверстие ступицы рулевого колеса. При вращении колесо за поводок поворачивает барабан, а с ним и ленту, которая располагается в цилиндрическом корпусе либо на большем, либо на меньшем радиусе.
От своего среднего положения барабан может поворачиваться в каждую сторону до упора на 3,25 оборота. Это предотвращает обрыв ленты при вращении рулевого колеса от нейтрального положения до упора в каждую сторону.
Перед установкой рулевого колеса необходимо установить барабан устройства в среднее положение, при этом поводок должен быть расположен снизу.
Замки всех дверей блокируются электроприводами. Снятие электроприводов замков дверей показано в гл. Кузов.
В зависимости от комплектации автомобиль может быть оборудован электростеклоподъемниками только передних дверей, либо всех дверей.
Снятие электростеклоподъемников показано в гл. Кузов.
Мотор-редуктор стеклоподъемника состоит из червячного редуктора и реверсивного электродвигателя постоянного тока. На выходном валу редуктора установлен барабан с тросом. На тросе закреплен ползун, перемещающийся по направляющей. К ползуну двумя винтами крепятся держатели стекла.
Очиститель ветрового стекла установлен под облицовкой ветрового окна.
Электродвигатель очистителя трехщеточный, двухскоростной, с возбуждением от постоянных магнитов.
Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, форсунок на капоте и соединительных шлангов. Бачок омывателя расположен за левым передним крылом. Заливная горловина бачка выведена в моторный отсек.
Автомобили с кузовами хэтчбек и универсал комплектуются очистителем и омывателем стекла двери багажного отделения. Очиститель установлен внутри двери багажного отделения. Электродвигатель очистителя двухщеточный с возбуждением от постоянных магнитов.
Форсунка омывателя закреплена на двери багажного отделения и соединена шлангом с насосом омывателя ветрового стекла, который и подает к ней жидкость. Насос омывателя на хэтчбеке и универсале реверсивный, при вращении вала электродвигателя насоса в одну сторону жидкость из бачка подается на ветровое стекло, а при вращении в другую сторону жидкость подается на стекло двери багажного отделения.
Автомобиль оборудован системой защиты аккумуляторной батареи от разряда. Если при включенных фарах или лампах габаритного света вынуть ключ из выключателя зажигания и открыть дверь водителя, то фары и габаритный свет выключатся автоматически. В этом случае не отключается только плафон освещения салона. Система защиты управляется блоком расположенным слева под панелью приборов.
На часть автомобилей завод-изготовитель устанавливает штатную автомобильную противоугонную систему. Блок управления противоугонной системы установлен под облицовкой туннеля пола. Сирена установлена в моторном отсеке.
В противоугонную систему входят также датчики открытия капота, дверей и багажника. В случае попытки несанкционированного проникновения в салон автомобиля или запуска двигателя противоугонная система включает сирену и все указатели поворотов на 28 секунд.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Мощные потребители (элемент обогрева заднего стекла, вентилятор системы охлаждения двигателя, электростеклоподъемники и другие) подключаются через реле.
Предохранители и большая часть реле установлены в двух монтажных блоках, один из которых расположен слева, в моторном отсеке, а второй — в панели приборов. Этот блок закрыт крышкой в левом торце панели приборов.
Предохранители монтажного блока в моторном отсеке
Обозначение предохранителя (номинальный ток, А) | Защищаемые элементы |
Ef1 (30) | Цепи предохранителей F13-F15 и F21-F24 |
Ef2 (60) | Цепи блока управления АБС |
Ef3 (30) | Вентилятор отопителя |
Ef4 (30) | Выключатель зажигания (стартер, цепи предохранителей F5-F8) |
Ef5 (30) | Выключатель зажигания (цепи предохранителей F1-F4, F9-F12, F17-F19) |
Ef6 (20) | Силовая цепь реле низкой скорости вентилятора системы охлаждения |
Ef7 (30) | Элемент обогрева заднего стекла |
Ef8 (30) | Силовая цепь реле высокой скорости вентилятора системы охлаждения |
Ef9 (20) | Элеткродвигатели стеклоподъемников правой передней и задних дверей |
Ef10 (15) | Катушка зажигания, ЭБУ, клапан рециркуляции отработавших газов |
Ef11 (10) | ЭБУ, главное реле (ЭБУ Sirius D4) |
Ef12 (25) | Фары, обмотка реле габаритного света |
Ef13 (15) | Выключатель сигналов торможения, сигналы торможения |
Ef14 (20) | Электродвигатель стеклоподъемника левой передней двери |
Ef1 5 (15) | Лампы дальнего света фар |
Ef16 (15) | Звуковой сигнал, сирена автомобильной противоугонной системы, датчик открытия капота |
Ef17 (10) | Муфта компрессора кондиционера |
Ef18 (15) | Топливный насос |
Ef19 (15) | Комбинация приборов, плафоны освещения салона и багажника, сигнализатор состояния иммобилайзера, предупредительный сигнал, блок управления складыванием наружных зеркал |
Ef20 (10) | Лампа ближнего света левой фары |
Ef21 (15) | Датчики концентрации кислорода, клапан продувки адсорбера, датчик фаз, ЭБУ (Sirius D4), обмотка реле низкой скорости вентилятора системы охлаждения, обмотка реле высокой скорости вентилятора системы охлаждения, обмотка управляющего реле вентилятора системы охлаждения |
Ef22 (15) | Форсунки, клапан рециркуляции отработавших газов, обмотка реле топливного насоса (ЭБУ HV-240) |
Ef23 (10) | Фонари освещения номерного знака, лампа габаритного света в левой фаре, лампа габаритного света в левом заднем фонаре, предупредительный сигнал |
Ef24 (15) | Противотуманные фары |
Ef25 (10) | Элементы обогрева наружных зеркал заднего вида |
Ef26 (15) | Блок управления центральным замком |
Ef27 (10) | Лампа ближнего света правой фары |
Ef28 (10) | Лампа габаритного света в правой фаре, лампа габаритного света в правом заднем фонаре, регулятор яркости подсветки приборов, часы, подсветка комбинации приборов, подсветка блока управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием, подсветка блока автоматического управления кондиционером, подсветка пепельницы, подсветка регулятора направления пучков света фар, подсветка головного устройства звуковоспроизведения, подсветка выключателя режима HOLD, подсветка выключателя аварийной сигнализации |
Реле монтажного блока в моторном отсеке
Обозначение | Наименование | Включаемые цепи |
К1 | Реле габаритного света | Лампы габаритного света в фарах, лампы габаритного света в задних фонарях, лампы подсветки комбинации приборов и органов управления |
К2 | Реле звукового сигнала | Звуковой сигнал |
К3 | Главное реле системы управления двигателем | Форсунки, датчики концентрации кислорода, датчик фаз, клапан продувки адсорбера, обмотка реле топливного насоса, реле высокой скорости вентилятора системы охлаждения, реле низкой скорости вентилятора системы охлаждения, управляющее реле вентилятора системы охлаждения |
К4 | Реле фар | Лампы блок-фар |
К5 | Реле противотуманных фар | Лампы противотуманных фар |
Кб | Реле компрессора кондиционера | Электромагнитная муфта компрессора кондиционера |
К7 | Реле топливного насоса и катушки зажигания | Электродвигатель топливного насоса и катушка зажигания |
К8 | Реле стеклоподъемников | Электродвигатели стеклоподъемников |
К9 | Реле низкой скорости вентилятора системы охлаждения | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения |
К10 | Реле обогрева заднего стекла | Элемент обогрева заднего стекла |
К11 | Реле высокой скорости вентилятора системы охлаждения | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения |