Первой линией обороны на фронте борьбы с коррозией кузова служит регулярная мойка и покрытие воском (см. главу 23 "Уход за машиной").
Проверка коррозии
Если вы проживаете в местности, где по-прежнему зимой на дороги высыпаются тонны соли, где большую часть времени идет снег или дождь, или па морском побережье -другими словами, там, где ваша машина постоянно подвергается губительному воздействию влаги или соли, — вам следует особенно скрупулезно относиться к обнаружению н удалению ржавчины. Однако даже если вы проживаете в сухой климатической зоне, необходимо выработать привычку раз в два-три месяца проверять кузов, нет ли на нем следов коррозии. Обнаружив начало формирования ржавчины, избавляйтесь от нее до того, как она нанесет удар.
Лакокрасочное покрытие вашего автомобиля предназначено не только для красоты, но и для защиты. Окраска и покрытие защищают металл от ржавчины. Пока лакокрасочное покрытие автомобиля остается нетронутым, металлические поверхности кузова будут в безопасности. Но даже небольшое повреждение, каким может быть, например, маленькая царапина, которую и заметить-то трудно, становится предтечей больших проблем. Обязательно проверяйте следующие проблемные места.
Небольшие царапины, трещины и пятна и другие повреждения лакокрасочного покрытия. Найдя такое место, снимите краску до того, как коррозия начнет разъедать металл. Как это сделать, вы узнаете ниже, в разделе "Нанесение грунта и покраска".
Темные пятна на краске могут свидетельствовать о том, что под краской начала формироваться ржавчина. Найдя такие места на лакокрасочном покрытии, прочтите раздел "Что делать с местами, поврежденными коррозией", и там вы узнаете, как справиться с этой проблемой.
Неровные места на лакокрасочном и хромированном покрытии. Обработайте эти места преобразователем ржавчины, следуя указаниям на пакете. Чаще всего преобразователь ржавчины наносят на обрабатываемое место (независимо от консистенции) через несколько минут смывают все водой. Попробуйте найти преобразователь ржавчины, который можно использовать для обработки окрашенных поверхностей, и проверьте это вещество сначала на небольших скрытых участках поверхности, чтобы убедиться в том. что оно не воздействует на цвет. Сделать это рекомендуется независимо от того, что сказано в инструкции.
Основной питательной почвой для коррозии остаются места, где может оседать грязь и соль. Эти места обычно находятся под крыльями, молдингами и т.п. При поиске мест, пораженных коррозией, следует обратить особое внимание на следующее.
При каждой мойке берите фонарик, чтобы внимательно посмотреть, что делается под крыльями, колесными арками и бамперами. Скопившаяся там соль, пыль и грязь способствуют распространению коррозии.
Посветите фонариком во все маленькие щели между кузовом и молдингами и прочими навесными украшениями. В таких местах обычно скапливаются грязь и влага. Осветите все вокруг фар, окон, боковых зеркал. люка на крыше и антенны.
Если вы живете в местности с влажным климатом, проверьте все металлические поверхности внутри автомобиля. Не забудьте сделать проверку по периметру окон.
Одним из наиболее коварных мест для формирования коррозии считается днище автомобиля, как раз там, где ничего не видно. Поэтому при следующем ТО попросите механиков поднять машину на подъемнике и внимательно посмотреть, что гам творится. При малейшем подозрении на то, что механики не сделают этого тщательно, попросите того механика, которому вы доверяете больше всего. (Кстати, пока она на подъемнике, пусть механик осмотрит и другие интересные места — трансмиссию, картер двигателя, тормозные шланги и магистрали, ручной тормоз, дифференциал и т.д. Если вы еще не знаете, где они расположены, не упускайте возможность узнать свой автомобиль получше!)
Даже если кузов вашего автомобиля сделан из пластика (и поэтому не подвергается коррозии), на нем обязательно будут металлические детали, т.е. потенциальные места формирования коррозии. Мне встречались автомобили почтенного возраста, где днища прогнили настолько, что через дыры в полу было видно дорогу.
Что делать с местами, поврежденными коррозией
Ну вот, обнаружилось худшее — на машине проступила ржавчина. Не паникуйте! Пока ржавчина не зашла слишком далеко, у вас еще есть время на спасение машины. Если коррозия буйствует на днище, в нижней части кузова или других незаметных местах либо захватила только незначительные участки, которые можно закрасить без особого труда, исправьте такое положение вещей самостоятельно. Вот что следует предпринять в этом случае.
1. Осторожно снимите ржавчину лезвием бритвы или мелкой наждачной бумагой. Для больших участков лакокрасочных покрытий используйте щетку с жесткой (но не металлической) щетиной. Для зачистки ржавчины на больших участках, которые находятся в укромных местах и не окружены краской, подойдет и более крупная наждачная бумага.
Всегда начинайте зачистку ржавчины с краев, чтобы избежать расширения обрабатываемой области из-за случайного повреждения лакокрасочного покрытия по неосторожности. Не расширяйте фронт работ, разрушая неповрежденную краску. Преобразователь ржавчины упрощает эту работу, если воспользоваться им после удаления с поверхности рыхлой ржавчины.
2. После того как удалите всю ржавчину, воспользуйтесь веществом, ограничивающим распространение ржавчины.
Ржавчина, подобно огню, является одним из видов реакции окисления. Преобразователь ржавчины изменяет химический состав ржавчины, предотвращая дальнейшее окисление металла. Просто нанесите кистью или распылителем преобразователь ржавчины, подождите, пока он не изменит свой белый цвет на черный, а затем тщательно все смойте. (Обязательно делайте все строго в соответствии с инструкциями, написанными на пакете).
3. Когда поверхность высохнет, нанесите грунтовку и закрасьте ее, чтобы защитить поверхность и восстановить ее первозданную красоту. Подробнее об этом — ниже, в разделе "Нанесение грунта и покраска".
Если на кузове автомобиля есть большие сквозные отверстия, вызванные ржавчиной, или если основные силовые элементы кузова сильно повреждены, попробуйте получить пару экспертных оценок в кузовных мастерских и узнать, сколько будет стоить такой ремонт. Наведите справки о стоимости вашей машины в местном отделении банка или страховой компании. Кроме того, можно узнать в газетах, по какой цене продаются подержанные машины такой же марки и года выпуска, как ваша. Если игра (в данном случае ремонт) стоит свеч, сделайте все, чтобы отремонтировать автомобиль. В противном случае можно сказать, что пришло время для замены старых колес на новые.
Грунтовка, предотвращающая коррозию
Специальные покрытия, предотвращающие формирование ржавчины на днище автомобиля, достаточно хорошо справляются со своей задачей, когда автомобиль новый и его не тронула коррозия. Если вы задумали нанести такое покрытие (это можно сделать самостоятельно), воспользуйтесь следующими советами.
Если коррозия уже тронула днище, покрытие просто скроет существующую ржавчину, которая при этом будет продолжать свое черное дело. Поэтому перед обработкой днища необходимо тщательно удалить ржавчину. Только после удаления всей обнаруженной ржавчины и использования преобразователя ржавчины можно приступать к покрытию днища.
Если ваш автомобиль достаточно новый и еще не начал ржаветь, покрытие днища все еще уместно, особенно если вы живете в холодной климатической зоне, где зимой выпадает снег. Все днище сначала надо обработать преобразователем ржавчины, но перед этим необходимо удостовериться в том, что такое покрытие не нарушит никаких существующих гарантий.
Часто новые автомобили поступают в продажу уже с обработанным днищем; это хорошая дополнительная услуга, и она стоит заплаченных за нее денег. Если защитное покрытие днища предлагается как "дополнительная услуга", иногда дешевле сделать такую обработку самостоятельно в какой-то независимой мастерской, специализирующейся на таких покрытиях. Оцепите затраты перед тем, как вы приступите к обработке машины, узнайте, кто это делает лучше всего, и убедитесь в том, что проведение таких работ на стороне не нарушит условий гарантии.
Распыляемые покрытия днищ, разработанные для непрофессионалов, конечно, лучше, чем ничего, но после того, как такое покрытие нанесено, периодически проверяйте появление следов свежей коррозии. Если вы все-таки решились воспользоваться одним из таких покрытий, обязательно проводите работы в хорошо вентилируемом помещении. Избегайте попадания покрытия на тросы, магистрали или на те расположенные под днищем детали, которые при езде сильно нагреваются; в противном случае они будут при нагреве распространять неприятный запах, И перед тем как приступить к использованию этого вещества, удалите малейшие следы ржавчины и покройте поверхности преобразователем ржавчины.